Анархист-биокосмист Святогор

Александр Святогор (Александр Фёдорович Агиенко, 1889―1937) — русский литератор, поэт, философ. Будучи семинаристом увлекся анархистской теорией, принимал участие в революционной агитации и экспроприациях, за что неоднократно сидел в тюрьмах. Анархист-индивидуалист, один из основателей биокосмизма и анархо-универсализма.

Среди теоретиков и литераторов 1919―1920 было немало эксцентриков, визионеров и радикалов, однако Святогор выделяется даже на их фоне. Сложно представить себе более причудливую смесь взглядов: поэт-авангардист и анархист, выступавший за создание новой церкви, которая приведет человечество к личному бессмертию.

Будучи семинаристом, он увлекается анархизмом, вступает в революционный кружок и занимается написанием стихов. Он был одним из первых, кто начал реализовывать на территории Украины революционный футуризм. После Февральской революции 1917-го года Святогор отправляется бороться с буржуазией с помощью экспроприации квартир и прочего имущества вместе со своим коллегой, актером Мамонтом-Дальским. Он становится командиром одного из отрядов Черной гвардии, которая принимает участие в Октябрьской революции.

В 1918 году Святогор примыкает к группе анархо-футуристов, чье движение сформировалось вокруг журнала «Анархия». Одним из редакторов «Анархии» был Казимир Малевич. «Мы, как новая планета на небосводе потухшего солнца, мы, грань абсолютно нового мира, объявляем все вещи несостоятельными», ― говорил он.

В 1918 году Святогор отправится в Украину и найдет новых соратников во время борьбы против австро-немецких войск. В 1919 году, вернувшись в Москву, он объединяется с анархистами-универсалистами Гордина. Последние провозглашали космополитизм и космоэкономизм, в которых стирались территориальные ограничения между людьми, а орудия производства и предметы потребления становились универсальными. Уже в 1920 году внутри анархо-универсалистов появляется мистическое течение анархо-биокосмистов, главой которого становится Святогор.

Биокосмизм — направление в философии, основными принципами и целями которого были максимальная свобода личности и её творчества вплоть до свободы передвижения в космосе, распространения влияния деятельности человека на всю Вселенную, достижения физического бессмертия, способности создавать и пересоздавать Вселенную, управлять временем, воскрешать умерших людей.

Биокосмисты представляли себе землю в виде космического корабля, который будет осваивать просторы Вселенной, а люди являются самым главным его экипажем. После прочтения трудов Циолковского биокосмисты считали эту задачу осуществимой. Не стоит исключать Федорова, как одного из повлиявших на идеологию.

Святогор верил, что человечество обязано бороться со смертью, телом, Вселенной, а также пространством-временем, для того чтобы избавиться от пагубного влияния природы. Свободный человек свободен во всем и от всего. В этом заключалось отличие биокосмизма от всех остальных течений. Святогор верил, что наступает новая эпоха, в которой человек станет бессмертным, освоит космос и избавится от проклятого потребления. Общество же построится на взаимовыручке, общем производстве и самоконтроле. Может быть, самоконтроль и не понадобился бы, ведь Святогор видел человека новой эпохи избавленным от всех человеческих погрешностей. Поэтому проповедовалась идея сильного тела, способного уместить в себя сильных дух.

В конечном итоге, универсалисты распустились, а Святогор создал организацию «Креаторий российских и московских анархистов-биокосмистов». В Украине отделения организации существовали в Киеве, Одессе и Харькове. В этот же период начинает выпускаться журнал «Биокосмизм», в котором отобразились основные идеи. Для борьбы с мирозданием в среде биокосмистов начинают изучать евгенику, анабиоз, омолаживание и регенерацию. Занимавшиеся подобными исследованиями граждане отделились в отдельную организацию во главе с «биокосмистом-имморталистом» — Александром Ярославским.

История Святогора и анархистов-биокосмистов заканчивается в 1923 году. Святогор начинает исповедовать материальный марксизм, в 1930 году становится редактором газеты «Известия», а в 1937 году его осудили на 8 лет лагерей, откуда он не вернулся.

На первый взгляд биокосмизм кажется абсолютно инфантильной, сектантской идеологией, которая была создана поэтами, художниками и философами, пытавшимися найти место в новой эпохе. Но разве мы не способны сейчас наблюдать то, о чем так рьяно кричал Святогор? Биокосмизм стал началом научного иммортализма, клонирования, нанотехнологий, исследований в области протезирования, крионики и омолаживания. Уже существуют клиенты криокамер, дожидающиеся будущего в жидком азоте. Одним из таких является профессор Бедфорд, замороженный еще в 1967 году. Полеты в космос стали обыденностью. Развитие Вселенной возможно наблюдать на мониторе компьютера. Атом демонстрирует нам все свои секреты. Исследования в области клонирования, начавшиеся с овечки Долли, продолжаются по сей день. Нанотехнологии позволят регенерировать материю на молекулярном уровне или собирать по атомам необходимые для населения продукты. Разве нескончаемое изобилие всего не сможет победить принуждение и эксплуатацию?

Загрузка...