Увеличение скорости протекания всех фаз воспроизводственного цикла, растущий динамизм хозяйственных взаимодействий, императивы гуманизации социально-экономических отношений все в большей степени предопределяют необходимость формирования и развития неординарных, пассионарных способов разработки и принятия управленческих решений. В связи с этим именно лидерский тип управления становится все более действенным и самостоятельным фактором создания добавленной стоимости.
Очевидно, что важнейшим качеством личностного капитала корпоративного лидера становится так называемая генерализованная, или имманентная, креативность, предстающая как функция его естественного стремления к поиску неординарных форм и способов предпринимательства, требующего непрерывной генерации и производства новейших идей и знаний. При этом лидерская модель творчества предполагает наличие трех основных, усиливающих друг друга элементов — внутренней мотивации к работе над задачей; высокого уровня компетентности в области решаемой задачи; творческого мышления и поведения.
Отмеченные качества формируют так называемое дивергентное мышление, которое характеризуется высокой скоростью и гибкостью мыслительных процессов; новизной выдвигаемых идей; развитой способностью к синтезу и анализу информации, ее переименованию и переопределению; умением работать со сложными образами и понятиями, совершенствовать предлагаемые алгоритмы решения творческих задач.
Исследователи обычно подчеркивают социальный, практический и эмоциональный ракурсы бытия интеллектуального капитала личности корпоративного лидера.
Социальный аспект интеллектуального капитала лидерского качества заключается в способности лидера проявлять эмпатию и глубоко понимать сотрудников, что является основанием для формирования доверительных отношений и повышения эффективности всех форм социально-экономических взаимодействий. При этом эффективная работа предполагает труд группы людей, обладающих различными знаниями, навыками и умениями. Они призваны работать вместе добровольно, сообразуясь с логикой ситуации и в соответствии с требованиями задач, возникающих «здесь и сейчас».
Важнейшим элементом лидерского капитала, а также ключевым фактором повышения эффективности обмена знаниями является доверие, которое представляет собой уверенность в том, что субъект будет действовать в интересах доверяющей стороны или (по крайней мере) не в ущерб ей, даже если заинтересованная сторона не может полностью проконтролировать определенный процесс. При этом большое значение имеют два основных вида доверия — вера в компетентность и вера в доброжелательность соответствующего субъекта. Вера в компетентность опирается на предположение о том, что субъект хорошо разбирается в данной теме. Вера в доброжелательность исходит из надежды на то, что субъект постарается помочь экономическому агенту, оказавшемуся в затруднительном положении.
Практический аспект бытия лидерского интеллектуального капитала состоит в способности «чувствовать» экономическую действительность в ее противоречивой целостности и определять вектор решений и действий не только «здесь и сейчас», но и на отдаленную перспективу. Концентрация на практическом вкладе позволяет устранить беспорядочность и хаос событий, из-за которых часто бывает сложно определить, какие из них действительно являются ключевыми, судьбоносными для корпорации. Практическая функция лидерства помогает руководителю, в первую очередь, создать команду единомышленников и обеспечить концентрацию творческой и трудовой энергии сотрудников на достижении высокой эффективности воспроизводства инноваций.
Эмоциональный аспект интеллектуального капитала лидера представляет собой способность данного субъекта ясно осознавать силу собственных эмоций и умело использовать их для повышения уровня творческой и трудовой мотивации сотрудников. Лидер всегда является пассионарием, т.е. человеком такого типа, который ломает сложившийся уклад жизни, формирует новейшие модели творческого и трудового поведения, мышления, из-за чего часто вступает в конфликт с обществом. Эмоциональный аспект интеллектуального капитала лидера характеризуется способностью правильного «обращения» с разногласиями, которые больше всего необходимы для стимулирования воображения. Без воображения как нового особого метода познания мира эффективному руководителю, т.е. лидеру, не обойтись. Лидер, чтобы оставаться пассионарием, должен быть образцом уверенности, всем своим видом показывая, что не сомневается в способности компании справиться со всеми трудностями. Лидер, обнаруживая и примиряя все противоречивые позиции сотрудников, призван являть собой пример высокого духа и созидательных интенций.
Очевидно, есть необходимость в детализации характеристики личностно-лидерского или просто лидерского интеллектуального капитала, под которым следует понимать, прежде всего, систему пассионарных знаний, способствующих поиску и обнаружению неординарных управленческих и в целом экономических решений, а также осуществлению действий, обеспечивающих устойчивое развитие данного субъекта и соответствующей организации. Пассионарные знания — это:
- неявные знания о том, как организовывать и осуществлять модификацию и даже слом старых, традиционных исследовательских парадигм и различных научно-практических методик;
- знания о том, как осуществить «взгляд из будущего» на сегодняшнюю социально-экономическую ситуацию в деятельности корпорации и экономического сообщества в целом;
- знания о том, как обоснованно рисковать, разрабатывать и принимать творческие решения и меры, обеспечивающие неуклонное выполнение поставленных созидательных задач в сфере развития персонала, самой корпорации и социума в целом.
Очевидно, что пассионарные знания — есть сложнейший «клубок», прежде всего, неявных знаний, которые едва ли являются передаваемыми либо легко формализуемыми. Анализ литературных источников, а также материалов, касающихся практики воспроизводства корпоративных знаний, позволяет выразить лидерский процесс создания и использования новых знаний следующим образом.
Во-первых, лидер-пассионарий, основываясь на осмысленности и непрерывном совершенствовании своих творчески-трудовых предпочтений, а также на развитой системе мотивации, осуществляет поиск неочевидных производственных, институциональных, маркетинговых, технологических и других возможностей и направлений создания новых знаний и продуктов. Результаты такого поиска определяются как минимум двумя обстоятельствами. С одной стороны, интенция поиска задается наличием реальных внешних возможностей и потребностей в рамках общего вектора деятельности лидера и организации. С другой стороны, выбор вектора деятельности в решающей степени зависит от ментальных и ценностно-смысловых конструктов познающего субъекта.
Таким образом, «пассионарное качество» лидера есть глубинное субъективное основание, на котором только и возможно выстраивать новые алгоритмы познавательного процесса. При этом пассионарные качества лидера в существенной мере определяются качеством его ментального и ценностно-культурного капитала. Именно эти виды капитала лежат в основании так называемых «психических интенсивностей» лидера, определяющих скорость, диапазон и формы творческой деятельности. Психические интенсивности следует также характеризовать и как психическую энергию личности, используемую в той или иной форме, включая познавательный процесс.
Можно констатировать, что пассионарное качество лидера есть функция его психической энергии, которая, в свою очередь, есть продукт его ментальных и ценностно-смысловых конструктов. Эти простые функциональные зависимости означают, что формирование и развитие пассионарных качеств личности корпоративного лидера (в широком сетевом смысле) непосредственно увязываются с проблематикой формирования и развития адекватных «пассионарным требованиям» ментальных моделей и ценностно-смысловых конструктов. В управленческом плане можно отметить, что онтологическим основанием формирования пассионарных качеств лидера является формирование у него одноименного (пассионарного, инновационного) менталитета и созидательной формы ценностно-смыслового конструкта. Создание управленческих алгоритмов в сфере развития таких форм менталитета и ценностных смыслов требует специальных исследовательских усилий.
Во-вторых, корпоративный лидер демонстрирует, пропагандирует и внедряет исследовательский склад своего мышления, которое обеспечивает проникновение в сущность какой-либо новой проблемы, связанной с созданием нового знания, обеспечивающего «прорыв» в конкуренции и предоставлении потребителям новых высококачественных продуктов.
В-третьих, результат познавательной деятельности лидера, в ходе которого он использует полноценное экономическое мышление, всегда представляет собой новое актуальное, именно лидерское знание, нацеленное на конкретный высокий и неординарный социально-экономический результат. Лидерское новое знание — это всегда результативное знание, которое обеспечивает предпринимательский успех. Вполне понятным и ключевым признаком-критерием лидерского нового знания является конституирование лидера в качестве эксперта в данной области экономического знания как такового.
В-четвертых, корпоративный лидер обладает способностью распространять новые знания, являясь харизматичным преподавателем, обеспечивающим тиражирование знаний внутри предприятия, используя соответствующие методы управления. В этом смысле корпоративный лидер является и аналитиком, и когнитологом, призванным формализовать свои личностные знания, делая их доступными для всего персонала фирмы. Корпоративный лидер в системе воспроизводства нового знания занимает двоякое положение. С одной стороны, он является интегратором ключевых функций всех категорий работников знания, выступая как субъект познания. С другой стороны, он предстает в качестве организатора их высокоэффективной деятельности как субъект управления знаниями.
В-пятых, лидер современной корпорации должен быть отличным фасилитатором, роль и значение которого заключаются в том, чтобы создавать благоприятную атмосферу (психологическую, социокультурную, ментальную, творческую) в рамках как индивидуальных, так и групповых бесед и дискурсов, цель которых — расположить собеседника или целевую когнитивную аудиторию к искреннему общению и формализации скрытых новых знаний. Лидер всегда проявляет реальный интерес к личности того или тех, кто является объектом познания и носителем нового знания.
В-шестых, корпоративный лидер стремится не только к производственной актуализации новейших знаний, но и к разнообразию их коммерциализации. Рынок новых знаний в современных условиях становится все более насыщенным и диверсифицированным, охватывающим практически все сферы экономической действительности. Нацеленный на конечный результат в форме неуклонного роста корпорации и повышения ее прибыльности, лидер обеспечивает передовые позиции своей организации в сфере оказания консалтинговых услуг, в осуществлении аутсорсинга для других фирм и хозяйственных агентов.
В-седьмых, корпоративный лидер всегда нацелен на объективацию нового знания в форме, в том числе капитализации данного знания, а также рыночной коммерциализации конечного продукта. Нацеленность на конечный результат в форме реального вклада в развитие предприятия является важнейшим качеством лидерского типа управления знаниями.
Лидерские компетенции — это важнейший источник добавленной стоимости при создании продукции фирмы. Можно даже утверждать, что ключевым признаком лидерского типа и стиля управления является факт соответствующего добавления стоимости.
Корпоративный лидер обеспечивает непрерывность отмеченных потоков ценностей, для того чтобы внести реальный вклад в формирование добавленной стоимости продукта. Добавление стоимости есть возрастание общественной ценности блага, что внешне выражается в росте рыночной цены определенного товара или услуги. Конкретное участие корпоративного лидера в добавлении стоимости проявляется как минимум в следующих формах.
Первое — это личная настойчивость в «добыче» уникального, неординарного продуктового знания, что возможно исключительно в рамках лидерского стиля управления и обеспечивает корпорации устойчивый успех в конкуренции. Высокая цена и длительность нахождения нового продукта в соответствующей рыночной нише и есть результат собственно лидерского фактора в повышении добавленной стоимости.
Второе — это огромный «энергетический вклад» в тиражирование новейших знаний и организацию множества сетевых дискурсов, в ходе которых расширенно воспроизводятся новейшие продуктовые знания и создаются их рыночные объективные формы. Персонал корпорации, движимый энергией лидера, способен катализировать свои творческие и трудовые усилия, обеспечивая тем самым потоки потребительных стоимостей, заключающих в себе потенциал новой добавленной стоимости в целом.
Третье — это добавление стоимости в результате превращения лидерского интеллектуального капитала в лидерский интеллектуальный актив, т.е. в результате социализации определенных лидерских качеств субъекта. Суть этого превращения состоит в том, что рыночное сообщество начинает воспринимать данную корпорацию и ее продукцию как «флагманскую» в сфере или в регионе. Лидерский стиль управления знаниями обеспечивает и лидерский тип корпоративного воспроизводства в целом, а это, в свою очередь, приводит к формированию и развитию корпорации лидерского типа, выпускающей лучшие («лидерские») товары и услуги.
По мере того как лидерский интеллектуальный капитал превращается в лидерский интеллектуальный актив, обеспечивающий новые потоки добавленной стоимости, сама интеллектуальная корпорация трансформируется в одноименную корпорацию лидерского типа. В этом случае лидерский интеллектуальный актив становится брендом корпоративного лидерства — предприятие приобретает лидерский бренд. Очевидно, что данный бренд является важнейшим фактором доходности.
Очевидно, что в условиях неуклонного роста спроса на инновации именно лидерский капитал становится важнейшим фактором, обеспечивающим синергию творческой и трудовой активности членов корпоративного сообщества. Именно лидерская форма управления призвана обеспечить «ноосферный», созидательный вектор современного хозяйственного развития при неуклонном стремлении к личностной и корпоративной экологии в целях обеспечения наивысшей социально-экономической эффективности всех видов взаимодействий.
И.С. Салихова, Д.А. Антипова. Феномен лидерского капитала в экономике корпоративных знаний