Экономический интеллектуальный капитал

Исследования механизмов влияния интеллектуального капитала на экономические процессы основываются на том факте, что воздействие его составляющих качественно отличается от использования материально-вещественных активов предприятий и организаций. Интеллектуальный капитал зачастую имеет для компании намного большее стратегическое значение, чем ее материальные и финансовые активы.

Одна из особенностей интеллектуального капитала заключается в его неаддитивности, обоснованной тем, что он формируется не простым сложением его отдельных частей, а на основе их взаимодействия и достижения синергетического эффекта. В процессе взаимодействия отдельных составляющих интеллектуального капитала возникает положительный эффект, который непропорционален приложенным усилиям, в силу чего результат успешного формирования интеллектуального капитала организации заключается в эффективном взаимодействии, взаимопроникновении разных видов интеллектуального капитала. В данной статье рассматривается экономическая  составляющая интеллектуального капитала.

Экономический (предпринимательский, хозяйственный) интеллектуальный капитал — это, прежде всего, способности к самомотивации, волевые качества человека, целеполагание, а также практическая сметка и смекалка, способность видеть в окружающем мире возможность создания экономического результата и извлечения из него выгоды. В его структуру, прежде всего, включается понимание и видение того, как можно использовать в экономической деятельности с выгодой для себя имеющийся природный и искусственный интеллект. Это экономическое видение обеспечивается наличием теоретических и практических предметных знаний, умений и навыков, которые позволяют осуществлять интеллектуальную деятельность применительно к определенной сфере хозяйствования.

При этом экономически ориентированная интеллектуальная деятельность активизируется такими чертами характера, как воля, направленность, целеустремленность, ответственность, стрессоустойчивость, а также внутренними мотивами роста, развития, повышения благосостояния.

Эти мотивы «произрастают» на почве осознания ценности того, что создано тобой и другими людьми, значимости вклада каждого человека в общественное благосостояние, понимания необходимости совместной созидательной деятельности на принципах взаимоподдержки, взаимодополнения — это так называемые продуктивные ценности. Обязательной составляющей экономического интеллектуального капитала является наличие знаний и умений в области экономики и менеджмента организации, самоменеджмента.

Экономический интеллектуальный капитал включает в себя следующие взаимодополняющие элементы:

Предпринимательское мышление, которое проявляется через видение человеком направлений, мест и вариантов применения индивидуального интеллектуального капитала, его отдельных составляющих. Предпринимательское мышление: умение позиционировать себя в жизни как хозяйственника и предпринимателя; умение оценивать предоставляющиеся внешние возможности, выгоды, вероятные положительные результаты своей деятельности; понимание сущности и потребительского назначения вещей, услуг; умение видеть проблемы, решение которых дает новый эффект на рынке; умение находить практическое применение своим идеям; умение видеть, понимать и осваивать новое.

Свойства характера человека, которые позволяют ему, используя внутреннюю энергию, потребности, мотивы, волю, совершать поступки, действия по воплощению ментальных моделей в реальность. Свойства характера: целеустремленность, целеполагание, направленность личности; волевые качества; осознанное стремление к риску; активность, положительная энергетика, любовь к труду; ответственность; оптимизм; хладнокровие (спокойствие) в критических ситуациях; стрессоустойчивость.

Особую систему ценностей, которые определяют уважительное отношение к материальным результатам труда, осознание своей активной роли в реальном мире, возможностей его изменения, преобразования с получением новых жизненных благ и нового потенциала роста. Система ценностей: ценности положительного отношения к труду и его результатам; ценности свободы жизнедеятельности; ценности совершенствования и развития; ценности значимости личного вклада (миссии) в благосостояние и развитие общества.

Определенные знания, умения и навыки. Это: профессиональные знания; экономические и управленческие знания: профессиональные, относящиеся к определенному виду хозяйственной деятельности; экономические и управленческие, позволяющие, в конечном итоге, осуществлять хозяйственную деятельность с получением экономической выгоды. При этом отметим, что под профессиональными знаниями будем понимать те, которые дают человеку практическую возможность осуществлять какую-либо общественно полезную или рыночно-значимую деятельность. Эти знания могут быть получены не только профессиональным образованием, но и непосредственно практической деятельностью, например в виде хобби.

Оценка указанных составляющих экономического интеллектуального капитала осуществляется с применением психометрических методов: личностных опросников, психологических тестов, анкетирования работодателей, оценочных шкал экспертов и др. Полученные результаты используются для дальнейшего формирования и развития экономического интеллектуального капитала личности.

Объектами формирования и развития экономического интеллектуального капитала являются:

  • интеллектуальный аппарат, а именно способы экономического поведения, приемы предпринимательской активизации;
  • ментальные оболочки — каркасы, коннекторы, которые представляют собой своеобразные «конструкции», «помещения» для структурирования индивидуальной информации и знаний.
  • ментальные пространства — модели, отражающие внешний и внутренний мир человека, которые представляют собой его имплицитные (внутренние, неявные) знания, помещенные в динамически меняющиеся ментальные оболочки.

Для развития экономического интеллектуального капитала применяются как внешнее воздействие на человека (тестовая оценка, лекционные и практические занятия, тренинги, коучинг), так и внутренние действия самой личности — рефлексия, самоисследования, самооценка и корректировка состояний и поведения, самоконтроль, упражнения по саморазвитию, экспериментирование.

Для эффективного формирования и развития экономического интеллектуального капитала, а также других составляющих интеллектуального капитала человека необходимо построение соответствующей системы управления.

При создании такой системы возможно сочетание трех подходов: предпринимательски-интуитивного, ментального и мировоззренческого.

Предпринимательски-интуитивный подход важен в связи с тем, что рыночная деятельность осуществляется в условиях неопределенности, динамичных изменений маркетинговой среды, появления и исчезновения тех или иных факторов. В связи с этим зачастую определяющую роль играют неявные знания и умения, носящие скрытый интуитивный характер. Они позволяют предугадывать экономическую выгоду альтернативных видов хозяйственной деятельности, производства и реализации конкретных товаров, изменения конъюнктуры рынка, вероятность проявления, силу и направленность факторов риска, вариантов поведения субъектов рынка, возможности создания инновации и саму инновационную идею и пр. Таким образом, предприниматель-ски-интуитивный подход применим при формировании и использовании предпринимательского мышления и неявных экономических и управленческих знаний.

Ментальный подход является центральным подходом в управлении экономическим интеллектуальным капиталом. Прежде всего, он позволяет осуществить контроль решений, принятых на основе предпринимательски-интуитивного подхода. Но основное его назначение — это постоянное текущее управление, направленное на формирование и развитие всех системных составляющих экономического интеллектуального капитала путем формирования ментальных структур и процессов.

Мировоззренческий подход имеет стратегическое значение. С его помощью последовательно реализуются: 1) прогнозирование будущих экономических событий, состояний мировой, страновой и отраслевой экономики, а также конкретного вида деятельности, которую осуществляет человек; 2) ментальное проектирование тех стратегических изменений, которые необходимо произвести в себе, для того чтобы соответствовать прогнозируемому будущему; 3) проведение реальных стратегических изменений на основе созданной ментальной модели.

И первый и второй подходы могут быть использованы как инструменты мировоззренческого подхода.

Таким образом, в основе создания системы управления, направленной на формирование и развитие экономического интеллектуального капитала, лежит алгоритм, состоящий из следующих этапов:

  1. Осознание и оценка структуры экономического интеллектуального капитала, степени проявления его элементов.
  2. Выбор подходов к управлению экономическим интеллектуальным капиталом.
  3. Формирование инструментов управления экономическим интеллектуальным капиталом, как интуитивных, так и ментальных.
  4. Оперативное управление экономическим интеллектуальным капиталом.
  5. Стратегическое управление экономическим интеллектуальным капиталом.
  6. Контроль полученных результатов.

Итак, экономический интеллектуальный капитал включает в себя способности и умения ориентации в экономическом пространстве реальной действительности. В этом понимании специалист в определенной предметной сфере деятельности также совмещает в себе экономиста и предпринимателя вне зависимости от того, на какой должности он находится. Это приносит выгоду не только самому работнику, но и его организации. Например, на производственном предприятии специалисты в области конструкторского и технологического проектирования, обладающие экономическим мышлением, будут принимать решения не только в техническом, но и в экономическом аспекте, то есть с учетом экономической и потребительской выгоды этих решений. Более того, они проявят себя как инновационные интрапредприниматели (внутрифирменные предприниматели), получая дополнительную индивидуальную выгоду от разработанных ими рацпредложений, изобретений, «ноу-хау», что является значительным стимулом к творческой деятельности и фактором инновационного развития организации.

Необходимо отметить также общественное значение экономического интеллектуального капитала. Такой подход является альтернативой господствующему в настоящее время общественному мнению о том, что жизненная успешность определяется не интеллектуальными качествами человека, а такими свойствами личности, как напористость, пренебрежение интересами людей ради собственной выгоды, гипертрофированные материальные потребности, стремление к неограниченной власти, любовь к деньгам как особой ценности.

В конечном итоге экономический интеллектуальный капитал проявляется посредством успешного встраивания человека в реальный мир на основе преобразования его с выгодой для себя и для общества в целом.

Таким образом, можно определить экономический интеллектуальный капитал как интеллектуальные способности, знания и умения человека по преобразованию своего внутреннего, а также внешнего реального мира на основании созданных ментальных моделей с получением желаемой экономической выгоды.

Экономический интеллектуальный капитал можно также назвать капиталом хозяйствования, так как его наличие обеспечивает успешную хозяйственную деятельность человека и тем самым его благосостояние.

Многочисленные исторические примеры показывают, что отсутствие этого вида капитала в общей структуре интегрального интеллектуального капитала человека фактически сводит к нулю результат, накопленный использованием предшествующих ему составляющих интеллектуального капитала.

Источник cyberleninka.ru

Загрузка...