Ноологический взгляд Виктора Франкла на природу человека

Виктор Франкл, известный исследователь проблем смысла жизни, употреблял слово «ноология» для обозначения того, что является истинно человеческим свойством или комплексом свойств. Франкл предложил свой взгляд на человека как на единство трех измерений: физического, психического и духовного. Все три измерения одинаково важны, но организующая и направляющая роль отводится духовному или ноэтическому измерению. Ноэтическое измерение включает в себя все то, что, собственно, и делает человека человеком: любовь, творчество, призвание, свобода выбора и ответственность за него, воля, этический кодекс, совесть.

«Человеческое бытие, как я снова и снова подчеркиваю, в своей глубинной основе есть бытие ответственное. Это означает нечто большее, чем просто свободное бытие: в ответственности содержится еще и «зачем» человеческой свободы — то, ради чего человек свободен, за что или против чего он принимает решение», — говорил Виктор Франкл.

Конкретно речь идет о двух фундаментальных антропологических характеристиках человеческого существования: о его самотрансценденции и способности к самоотстранению. На этих двух онтологических характеристиках человека основывается механизм действия методов логотерапии Франкла, которая применяется при лечении фобий и обсессий и дерефлексии.

Вывод Франкла о том, что ценностная дезориентация вызывает состояние дискомфорта, а наличие цели в жизни помогает преодолеть физический недуг, является важным в методологическом отношении. В логотерапии основной мотивационной силой человека считается стремление к смыслу. Согласно антропологии Виктора Франкла, человек в любом состоянии и любой ситуации стремится к смыслу, обоснованности своего существования в соотнесённости с другими людьми и миром. Франкл представил трёхмерную модель личности, содержащую в горизонтальной плоскости два измерения – физическое и психическое, а в вертикальной плоскости – духовное (ноэтическое – от noos – разум, термин, введённый Франклом), в которой все три измерения образуют нераздельное целое.

Ноэтическое измерение – это источник ресурсов для личностного роста и изменений. Именно благодаря качествам этого измерения мы имеем возможность управлять собой и своей жизнью: находим смысл, ставим себе задачу, принимаем решение и действуем.

Ноэтическое в человеке – это его особенность, то, что отличает его от животных. Динамика духовного измерения противостоит гомеостатическим процессам, создавая постоянное напряжение между уже достигнутым и тем, что ещё необходимо осуществить – напряжение, поддерживающее направленность на воплощение ценностей и осуществления смысла. По Франклу, психическое здоровье возможно, когда существует некое напряжение между человеком с одной стороны и находящимся вовне смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой. Быть человеком означает, в сущности, быть открытым чему-то вовне, чему-то отличному от того, что ты есть сам по себе.

Согласно Виктору Франклу, человек – существо свободное, ответственное и духовное. К сфере духовного можно отнести стремление к смыслу, свободу выбора, креативность, способность любить, интуицию и вдохновение, идеи и идеалы, ответственность, совесть, юмор.

Согласно кредо Виктора Франкла, человек никогда не сводится к своей болезни. В своей работе «Человек в поисках смысла» Франкл формулирует своё кредо следующим образом на примере работы с душевнобольными: «Никакие мыслимые обстоятельства не могут настолько ограничить человека, чтобы лишить его свободы на 100%. Поэтому хоть какая-то свобода, как бы она ни была ограничена, остается у человека в случаях невроза или даже психоза. В самом деле, сокровенная сердцевина личности пациента не затрагивается даже тяжелыми психозами».

Подход Франкла основывается на трёх философско-психологических концептах, а именно: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.

Свобода воли. Согласно логотерапии, люди обусловлены не полностью, у них сохраняется базовая свобода для принятия решений и способность занять позицию по отношению к внутренним (психологическим) и внешним (биологическим и социальным) условиям. Свобода определяется здесь как пространство для формирования своей жизни в рамках заданных возможностей. Свобода проистекает из духовной сферы человека, понимаемой как человеческая составляющая, лежащая превыше телесного и психического. Как духовные существа люди не просто реагируют на стимулы, но обладают определённой независимостью и способны проактивно формировать свою собственную жизнь. Человеческая свобода играет важную роль в психотерапии, предоставляя пространство для автономного действия даже тем клиентам, что страдают телесными и духовными заболеваниями. И именно этот ресурс позволяет клиентам справиться с симптомами и вернуть контроль над своей жизнью и способность к самоопределению.

Воля к смыслу. Люди не просто свободны, они свободны для чего-то – а именно, чтобы достичь определённых целей. Стремление к смыслу рассматривается как первичная мотивационная сила в человеке. Не имея возможности реализовать в жизни свою «волю к смыслу», человек переживает глубочайшее чувство бессмысленности и пустоты. Фрустрация экзистенциальной потребности в осмысленных целях влечёт за собой агрессию, зависимости, депрессию и суицидальное поведение, а также может вызвать или обострить психосоматические заболевания и невротические расстройства. Логотерапия помогает клиенту распознать и устранить факторы, мешающие ему преследовать в своей жизни осмысленные цели. У клиента развивается чуткость для восприятия возможностей смысла, однако логотерапевт не указывает ему на конкретные цели. Роль логотерапевта – сопровождать клиента, помогая ему в реализации тех возможностей смысла, которые тот обнаружил сам.

Смысл жизни. Логотерапия основана на идее о том, что смысл является объективной реальностью. Согласно логотерапии, человек призван, реализуя свои свободу и ответственность, сделать лучшее возможное из самого себя и окружающего мира посредством распознавания и реализации смысла каждой конкретной ситуации. В данном контексте абсолютно необходимо подчеркнуть, что возможности смысла, объективные по природе, связаны с конкретными ситуациями и людьми и потому находятся в постоянном изменении.

Утрата смысла жизни ведёт к экзистенциальному вакууму. Это является очень опасным состоянием, так как может привести к серьезным психическим заболеваниям. Этот вакуум может очень негативно сказаться на социальной жизни человека. Франкл описывал, что результатами данной проблемы является то, что люди обращаются в конформизм или тоталитаризм, что сильно сказывается на их жизни.

Конформизм – это взгляд на жизнь, при котором человек делает то же самое, что и все вокруг него. Конформизм является наиболее популярным течением на Западе. Человек, у которого не осталось никаких целей и ценностей, обращается к нему с большой вероятностью. Он начинает искать эти ценности на стороне, обращаясь к тому, что является наиболее популярным на данный момент и постепенно теряет свою личность. Он становится частью толпы, что не является полноценной жизнью и неизбежно ведет к негативному воздействию на психику.

Тоталитаризм – это взгляд на мир, при котором человек делает то, чего от него требуют другие. Суть остается прежней, однако воздействие оказывается тяжелее, так как человек фактически становится рабом других, делая то, что ему может даже не нравится. Но так как у него нет своих взглядов и ценностей, он делает то, чего от него требуют другие, так как именно так устроена система иерархии на Востоке. Последствия могут быть гораздо более страшными, чем конформизм. Для этого существует специальный термин — ноогенный невроз.

Экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз прочно связаны между собой, и последний является негативным последствием первого. Это специфическая невротизация человека, которая появляется не на психологической основе, как большинство традиционных неврозов, а на ноологической. Это значит, что болезнь проявляется в духовной сфере человеческого существования. Этот невроз возникает на почве неспособности человека обладать целями, высокими ценностями и, конечно же, смыслом жизни.

Одной из главных особенностей экзистенциальной пустоты является тот факт, что человек может не осознавать ее наличие. Пустота стремится к заполнению самостоятельно, однако при этом заполняется она далеко не тем, чем стоило бы. Полноценные цели, стремления, ценности и смыслы заменяются фальшивыми. Происходит это довольно примитивным образом: человек начинает увлекаться алкоголем, наркотиками, у некоторых людей это проявляется в крайних стадиях трудоголизма, а кто-то стремится пощекотать нервы, чтобы почувствовать себя живым, ставя под угрозу все, что у него есть. Франкл считал, что 80% алкоголиков и 100% наркоманов проходят именно через состояние экзистенциального вакуума, из-за чего и формируются их зависимости.

Как бороться с экзистенциальным вакуумом? Одним из самых эффективных методов считается логотерапия Франкла. Основной целью метода является помощь человеку в  обретении смысла жизни. Логотерапевт не выступает в роли специалиста, который помогает человеку размышлять о смысле жизни, он также не читает ему никаких проповедей. Логотерапия ставит перед собой целью осознание человеком самого мира смысла и ценностей. Теория и практика логотерапии исходит из того, что основная движущая сила в поведении личности и в ее развитии — именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни.

Жизнь не есть нечто смутное и неопределенное — она конкретна, как и требования ее к нам в каждый момент. Эта конкретность свойственна и человеческой судьбе: у каждого есть уникальная и неповторимая, и при этом конкретная жизненная задача.

Для осознания этой задачи и изменения жизненной позиции на более ответственную и созидающую Франкл предложил использовать так называемый «экзистенциальный поворот». Суть его в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен с другой стороны. Дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Не человек должен вопрошать, в чем смысл его жизни и ситуаций, почему он несчастен, зачем вокруг так много страданий и т.п. Это он сам находится под вопросом: жизнь запрашивает его, и задача человека — находить достойный ответ. Любая ситуация рассматривается как запрос и призыв: «Что я должен сделать? Какая из имеющихся возможностей самая лучшая?»

Необходимость и свобода локализованы не на одном уровне. Свобода возвышается над любой необходимостью, уверен Франкл. Человек свободен по отношению к своим влечениям, к наследственности и факторам внешней среды. Он свободен реализовать смысл жизни.

Природа в поисках смысла
Поиск смысла по Виктору Франклу – одна из характеристик «истинно человеческого» в человеке. Стремление к поиску смысла во всем он полагал неотьемлимой чертой noos – разума в понимании Франкла. Но природа, частью которой мы являемся, абсолютно неатропоморфна – человеческие смыслы бытия скорее всего не имеют никакого отношения к семантике Природы. Но ищет ли Природа смысл в своем существовании? И есть ли в нем смысл? Современная ноология рассматривает появление человека, как итог одного из этапов экоэволюции Природы, смысл которого, быть может, именно в том и состоит, что внутри природного континуума появилась сущность, которая взяла на себя задачу поиска смыслов во всем. Наверное, с той целью, чтобы сама Природа могла заняться чем то более важным.

Загрузка...