Неутомимый путешественник и анархист Элизе Реклю

Обоснованию места и роли ноосферы в системе цивилизационного развития посвящено достаточно большое количество теоретических работ. Среди них особое место занимают труды Жака Элизе Реклю (1830—1905) — великого французского географа, историка, социолога, политического деятеля, одного из теоретиков анархизма. Всемирную известность приобрел его труд Земля и люди, в котором он попытался дать общую картину развития человечества и описание ряда стран.

Будучи самостоятельным и разносторонним мыслителем, врагом религиозных и социальных принуждений, основанных, по его мнению, на предрассудках и соглашениях, не имеющих философской ценности, Реклю развил в своих сочинениях целый комплекс идей, выходивших за рамки чисто географических исследований. Так, в работе Земля, описание феноменов жизни на земном шаре Реклю изложил концепцию «физической географии», базирующейся на идее гармонии между человеком, Землей и космосом.

Жизнь обитателей нашей планеты определяют естественные условия – климат и почва, особенности конкретной местности. В процессе исторического развития изменяются отношения человека с природой. Современные люди, создатели индустриальной цивилизации, предпочитают силу красоте и преобразуют Землю в соответствии с собственными представлениями и потребностями. В результате первичная гармония человека и природы нарушается, что чревато серьезными проблемами в жизни человечества в общеисторическом масштабе.

Необходимо, полагал Реклю, вновь вернуть Земле красоту, познавать ее, руководствуясь принципами любви, а не насильственного преобразования. Это возможно только путем воспитания, которое разовьет моральное чувство людей и приведет их к гармонии друг с другом и с природой. Человеческая солидарность, по мнению Реклю, – единственный способ положить конец экономическому и социальному неравенству, а это, в свою очередь, поможет человечеству перейти в своем движении от исторических циклов к подлинной эволюции.

Свое произведение Реклю заканчивает словами глубокой веры в могущество науки и в лучшее будущее человечества: «Наука,— говорит он, — превратит мало-помалу нашу планету в исполинский организм, неустанно работающий на пользу человечества своими ветрами, морскими течениями, паром и электричеством, так что со временем люди сделают из земного шара тот райский сад, о котором мечтали поэты всех прошедших веков».

Во время осады Парижа Реклю служил в национальной гвардии и оставался в ее рядах в период Коммуны. В апреле 1871 был арестован, заключен в тюрьму. После шестимесячного пребывания в тюрьме Реклю был приговорен военно-полевым судом в Сен-Жермене к пожизненной ссылке на остров Новая Каледония. Приговор вызвал негодование среди европейских ученых. Географы всего мира, собравшись на международный конгресс в Антверпене, потребовали от французского правительства отмены приговора. В Англии был организован комитет защиты Реклю, в который вошли Чарльз Дарвин, Альфред Уоллес и Уильям Карпентер.

«Мы осмеливаемся думать, — говорилось в петиции, направленной учёными французскому правительчтву, — что жизнь такого человека, как Элизе Реклю, услуги которого, оказанные литературе и науке и признанные многочисленной публикой, кажутся нам лишь обещанием других еще более крупных заслуг, — мы осмеливаемся думать, что жизнь этого человека принадлежит не только его родной стране, но и целому миру, и что, обрекая такого человека на вынужденное молчание или заставляя его томиться далеко от центров цивилизации, Франция нанесет себе большой ущерб и уменьшит принадлежащее ей по праву свое моральное влияние в целом мире».

В результате вечную ссылку заменили десятилетним изгнанием Реклю из пределов Франции. 14 марта 1872 года он был доставлен на границу Швейцарии.

В Швейцари Реклю продолжил географические и этнографические исследования. Сблизился с Петром Кропоткиным, Михаилом Бакуниным и Юрской федерацией анархо-синдикалистов. Эти годы стали для него временем активного творчества – вначале в Швейцарии, затем во Франции, куда он вернулся после амнистии.

Наиболее значительной его работой, которую можно рассматривать как первую существенную попытку создания во Франции географии на научной основе, стало фундаментальное сочинение Новая всеобщая география, Земля и люди. Реклю намеревался лично посетить все страны, о которых писал, и во многих действительно побывал. Но побывать везде — не по силам одному человеку. Однако он хотел писать свой труд по свежим впечатлениям. Поэтому, например, Реклю, никогда не бывавший в России, поручил составление географии России своему другу князю Кропоткину.

Ставя своим общественным идеалом полное водворение на земле свободы, равенства и справедливости, Элизе Реклю считал себя анархистом, но, признавая идеал анархизма, он в то же время хорошо сознавал, что его достижение и осуществление возможно лишь в далеком будущем. Реклю признавал законы общественной эволюции и постепенного развития и видел в освободительной общественной борьбе лишь печальною необходимость, вызываемую сопротивлением среды, препятствующим свободному развитию прогрессивных начал в обществе.

«Эволюция, — говорит он, — есть бесконечное движение всего существующего, непрерывное изменение мира, как в целом, так и в его частях, от начала веков до бесконечности. Млечные пути, видимые в неизмеримом пространстве, образуются и исчезают в течение миллионов и миллиардов веков; звезды и все светила рождаются, развиваются и умирают; движение нашей солнечной системы с ее солнцем, с планетами и лунами, все, что находится в пределах нашего земного шара, — вновь возникающие и исчезающие горы, океаны, образующееся с тем, чтобы потом высохнуть, ярко блестящие в долинах реки, которые высыхают подобно утренней росе, поколения растений, животных и людей, следующих одно за другим, миллионы незаметных маленьких существ от человека до насекомых, — все это явления всеобщей великой эволюции, увлекающей все в своем бесконечном движении.

Хотя наука и показывает нам в будущем облике преображенного земного шара, она, однако, не может одна окончить вполне это великое дело. Успехам в области знания должен соответствовать прогресс в нравственном мире. Пока люди будут вести между собою борьбу, пока почва-кормилица будет обагряться кровью несчастных безумцев, сражающихся за клочок территории, или за мнимое оскорбление чести, или, наконец, просто из жажды воевать, как это делали варвары древних времен, — до тех пор, — говорит Реклю, — земля не превратится в тот рай, который пытливый взор уже прозревает сквозь завесу времен. Полная гармония в жизни нашей планеты не установится до тех пор, пока люди не соединятся в одну мирную семью. Чтобы сделаться истинно-прекрасной, Земля, как любящая мать, ждет той минуты, когда ее дети обнимутся по-братски и заключат, наконец, великий союз свободных народов».

Эту веру в возможность осуществления на земле братства народов, свободы и справедливости Реклю сохранил всю свою жизнь и всю свою жизнь он стремился ускорить приход этой желанной эпохи.

4 июля 1905 года великий географ и путешественник скончался на руках своих близких друзей. Его последними словами были: «Революция идет! Революция приближается…»

Загрузка...