Природа социального капитала спонтанно возникшего сообщества

Фрэнсис Фукуяма определяет социальный капитал как «свод неформальных правил или норм, разделяемых членами группы и позволяющих им взаимодействовать друг с другом». Это возможно, если в структуру социального капитала входят следующие элементы:

  • социальные связи и способы их формирования;

  • доверие, обеспечивающее действие членов общества как единого целого;

  • нормативы и правила, укрепляющие доверие (идеологическая общность);

  • институты, обеспечивающие функционирование общества (экономическая целесообразность).

Социальные связи обусловлены коллективностью человеческой жизни, зависимостью людей друг от друга. Её можно выразить так: «Я завишу от других, когда предметы, блага, условия, которые требуются мне, находятся в распоряжении других. И наоборот». Таким образом, социальные связи — это связи между действиями людей в определённых ситуациях, побуждаемые какими-то потребностями, мотивами, стимулами. Становясь участником социальной связи, человек приобретает определённый статус — роль-функцию. В социальной среде объективное положение человека обусловлено характером социальной связи, в которой он оказался. Одновременно каждый человек в социальной связи ориентирован на других людей и их роли. Он действует по своему усмотрению, реализует приемлемую для него модель поведения в данной ситуации.

С позиций ноологии многое из устоявшихся форм социальных ролей и вытекающих их них моделей поведения, имеют характер общепринятых шаблонов, ограничивающих возможности самореализации природной роли того или иного индивидуума, что нежелательно с точки зрения обеспечения перспективы эволюции человека. Однако любому ноологу-практику понятно, что принятие человеком этих шаблонов, хотя и носит вынужденный характер, тем не менее является единственным способом существования в открытом «общественном пространстве» для большинства людей – хотя бы потому, что у них нет доступной альтернативы.

Социальная связь может быть как непосредственной, простой, так и сложной, опосредованной. В случае непосредственной связи субъекты координируют свои действия визуально, вербально, физическим действием. Большее значение в обществе имеют опосредованные связи, в которых люди непосредственно не соприкасаются друг с другом. Носителями этих связей являются материальные, экономические, политические, правовые, культурные блага. Таковыми выступают производственно-экономические связи между предприятиями, опосредованные продукцией, деньгами, кредитами, а также регламентированные юридическими правами и обязанностями.

С развитием общества сеть опосредованных социальных связей, а также проявляющихся в них потребностей, ценностей и норм усложняется; увеличивается число посредников, число узлов, через которые она должна пройти. Импульс связи, проходя по этим ступеням, теряет индивидуальные особенности, превращается в сгусток социальной энергии и мотивации. Такая деиндивидуализация создает иллюзию обезличенности сети социальных связей, отсутствия в них потребности и воли конкретных людей. Но это не так: как социальная, подобная сеть регулируется ориентацией на других, ожиданием ответного действия контрагента.

Включаясь в социальную связь, субъект конкретизирует свои потребности, ценности, нормы по отношению к ситуации, состоящей из предметов потребления, орудий, транспорта и тому подобное, других субъектов, их действий. Элементы ситуации приобретают для действующего субъекта конкретное значение. То есть действующий субъект актуализирует систему своих потребностей и ожидаемых действий других в данной ситуации с помощью ментальности.

В то же время индивидуумы, не способные к поддержанию «шаблонных» общественных коммуникаций и соблюдение навязываемой им общественной роли, фактически отторгаются общественной моделью поведения в сегмент, который характеризуется в общественном сознании, как crazy-сегмент. В некоторых случаях в рамках этого сегмента образуются свои микро-сообщества, чаще всего игнорируемые или отрицаемые общепринятой парадигмой.

Социальные связи, контакты, возможности индивида делают его более конкурентоспособным с точки зрения работодателя, который может рассчитывать в этом случае не только на отдачу от человеческого капитала работника, но и на отдачу от его социального капитала. Поэтому следящие за современными тенденциями динамичные работодатели нередко всю свою стратегию строят на том, что не ищут узких профессионалов на стандартные рабочие места, а наоборот, меняют сферы и формы действия в зависимости от возможностей персонала. В таких организациях значение межличностных связей гораздо выше, чем соответствие требованиям должностных инструкций.

Доверие – важнейший феномен социально-экономической реальности современного мира. Это необходимое условие любого социального действия, начиная от заключения контракта, заканчивая воспитанием ребёнка. Доверие является чрезвычайно сложным социальным явлением как по своему характеру и структуре, так и по процессу формирования. Функции доверия весьма широки: «доверие выступает средством гармонизации отношений человека одновременно с миром и с самим собой». В социальном плане доверие облегчает взаимодействие людей и делает возможным проведение коллективных действий. Именно эти действия, их опыт и успешные результаты наряду с формированием сетевых структур сотрудничества ведут к росту социального доверия и способствует укреплению социального капитала.

Согласно концепции Коулмана, доверие является вознаграждением за следование нормам и избегания санкций, рационально направляющее индивидуальные действия. Плотные, сплочённые социальные структуры содержат значительное количество непогашенных обязательств, а, следовательно, и ожиданий их выполнения. Такие ожидания как потенциальные ресурсы являются одной из составляющих социального капитала по Коулману и составляют доверительность среды. Социальный капитал возникает как публичное благо и является объектом инвестирования со стороны участников.

Существуя на разных уровнях, соответствующих уровням генерализации доверия, социальный капитал может быть распределён в соответствии с критериями действенности и доступности. Действенность социального капитала означает, прежде всего, его ликвидность в процессах трансформации форм капитала и относительное значение в таких трансформациях. Доступность социального капитала указывает на способ его распределения в рамках групп или более широких общностей. Чем более генерализованным будет доверие, тем более доступным будет социальный капитал для участников круга доверия. На уровне частного доверия социальный капитал может приносить значительные выгоды и играет значительную роль в процессах конверсии капиталов.

Нарушение доверия всегда вызывает санкции со стороны группы. Тип санкций, налагаемых на нарушителя, зависит от уровня доверия, которым пренебрегли. Все санкции в таком контексте связанны с отказом в признании нарушителя как равноправного участника взаимодействия. Формы признания, таким образом, накладываются на разные уровни доверия. В зависимости от величины круга, а также механизма доверия, характер признания, или соответственно не признания в случае нарушения доверия, будет отличаться. При сильной сплочённости участников будет объединять личное доверие, а значит, признание будет иметь преимущественно эмоциональный характер.

С позиций современной нооники (направление в науке, изучающее психофизиологию информационно-обменных процессов человека и образуемых ими сообществ), при формировании сплоченных сообществ, помимо доверия, большую роль играют психофизиологические, энергетические и пептидно-обменные механизмы, пополнение общности возможно также на уровне формирования тесных микробиотических связей, что наблюдается в частности в семьях

Нормы и эффективные санкции создают мощную, хотя и хрупкую форму социального капитала. Неписаный закон внутри коллектива, являющийся опорой чрезвычайно важной формы социального капитала, — норма, побуждающая каждого жертвовать своими интересами и действовать в интересах коллектива. Норма такого рода, усиленная социальной поддержкой, статусом, достоинством и другими качествами, представляет форму социального капитала, на котором воспитывается молодое поколение, укрепляются семьи путём бескорыстных действий её членов в интересах семьи, обеспечивается развитие новоявленных социальных движений посредством небольших групп, ориентированных на взаимопомощь и взаимоподдержку.

В некоторых случаях нормы общеизвестны, в других они главным образом отрабатываются в ходе бескорыстных действий, отрицающих эгоистичные. Нормы такого рода важны в преодолении проблемы общественных благ, существующих в коллективах, независимо, поддерживаются ли они внутренними или внешними санкциями.

Эффективные нормы могут стать мощной формой социального капитала. Этот социальный капитал не только облегчает определённые действия, но и сдерживает негативные тенденции.

Следование нормам, как образцам, формам взаимодействия, признается рациональным. Конформное поведение, направленное на поддержку норм и избегания санкций, приносит материальные и символические выгоды, как для участников взаимодействий, так и для группы в целом. Следование нормам в таком случае приумножает, как индивидуальный социальный капитал, являющийся возможностью создания потенциальных ресурсов в форме обязательств, так и социальный капитал как публичный ресурс группы, то есть особенности социальной структуры, позволяющие существовать адекватным ожиданиям по выполнению обязательств. Подобный подход прекрасно иллюстрирует положительную роль конформизма для достижения сплочённости.

Проблема экономической целесообразности коллективных действий возникает в связи с предотвращением возможных провалов рынка при несовпадении частной и общественной выгоды, когда действия участников исключительно в личных интересах не обеспечивают наилучшего использования имеющихся ресурсов. Провалов рынка помогает избежать координация действий, когда каждый участник отказывается от индивидуально наилучшего решения ради общего блага и в итоге получает более высокий результат, нежели в некооперативном варианте. В случае создания общественных благ общими усилиями речь идет о том, чтобы удержаться от соблазна «бесплатного проезда», тогда как в тесно связанной задаче об использовании общего ресурса координация требует самоограничения, чтобы не допустить чрезмерной нагрузки на ресурс. В инвестиционной деятельности, работе по найму и других ситуациях взаимодействия координация требует отказа от оппортунистического поведения в условиях морального риска, когда можно добиться односторонней выгоды за счёт противоположной стороны.

Однако, с позиции эволюционики, которая в первую очередь оценивает эволюционный ресурс сообщества, а его стабильность – уже во вторую, считается, что роль рациональности и экономической целесообразности переоценивается большинством специалистов – стратегически они гораздо менее важны, нежели способность сообщества к асимметричной реакции на вызов. Под асимметричнеой реакцией подразумевается пересмотр и реорганизация общественно приемлимых шаблонов поведения в направлении стратегического пути изменений

Социальный капитал снижает издержки беспорядка в экономике и обществе, возникающие вследствие чрезмерных затрат на защиту контрактов, экономическую и личную безопасность, нехватки общественных благ и услуг, упадка социальной сферы, неразвитых рынков, а также несостоявшихся сделок и инвестиционных проектов, упущенных из-за недоверия между участниками. Экономическая деятельность при нехватке социального капитала атомизируется и становится более примитивной, а возможности экономики оказываются недоиспользованными. Всё перечисленное даёт основания ожидать значительной экономической отдачи на социальный капитал, однако его роль этим не исчерпывается.

Социальный капитал является функцией социальных отношений: связи, основывающиеся на доверии и взаимности, способствуют продуктивной деятельности, могут приносить прибыль в виде разнообразных материальных и нематериальных ценностей. Подобно другим видам капитала социальный капитал производителен — он позволяет достичь результатов, которые невозможно было бы получить в его отсутствие.

Ноологии считают некорректным явную монетизацию понятия «социальный капитал» в той же мере, в какой считают неправильной прямую и практически полую монетизацию понятия индивидуального капитала человека. Они считают, что именно в попытке получения немедленной отдачи от тех навыков и знаний, которые считает основой человеческого капитала работника его работодатель, зиждется принципиальная и стратегическая ошибка. Она состоит в том, что основе понятия «социальный капитал» изначально заложена идея об ожидаемой отдаче от инвестиций в социальные отношения. Индивидуумы вступают в социальные отношения и включаются в определённые сети для получения прибыли. Основой прибыли могут стать, как минимум, четыре важнейших ресурса, которые возникают или усиливаются именно благодаря социальным связям и позволяют повысить эффективность экономической деятельности.

Во-первых, доступ к информации. Для обычных рыночных отношений характерно несовершенство информации, то есть её закрытость, недоступность, односторонность и, соответственно, высокие издержки на получение полной, достоверной и объективной информации. Социальные связи в определённой среде и на определённых иерархических уровнях предоставляют индивидууму полезные сведения, не доступные из других источников, о возможностях и вариантах наиболее выгодного поведения на рынке.

Во-вторых, социальные связи могут оказывать влияние на менеджеров по персоналу или руководителей фирмы, то есть лиц, принимающих важные кадровые решения о найме, увольнении, продвижении работника. Социальные связи с теми, кто располагает ресурсами и реальной властью, способствуют решению вопросов трудоустройства и развития карьеры не меньше, чем накопленные знания и опыт.

В-третьих, социальные связи индивида могут восприниматься организацией как некие сертификаты или социальные гарантии, обеспечивающие доступ к определённым социальным ресурсам. Социальные связи человека, говорят о том, что помимо индивидуального человеческого капитала он располагает дополнительными ресурсами, на которые, или хотя бы на часть из которых, может рассчитывать фирма, нанимая этого работника.

В-четвёртых, социальные связи усиливают и ускоряют процесс признания и адаптации нового работника на предприятии. Принадлежность к определённой социальной группе автоматически подразумевает разделение её интересов и ценностей, что в свою очередь, обеспечивает не только эмоциональную поддержку, но и высокую степень доверия к новичку в коллективе. Таким образом, социальные связи поддерживают душевное спокойствие работника и открывают ему доступ к ресурсам.

С позиций ноологии, дефектность подхода, описываемого этими четырьмя ресурсами, состоит в том, что во-первых, они учитывают только «общность первого порядка», то есть те социальные связи, которые индивидуум установил лично, во-вторых – не учитывают динамические (распределенные во времени) ресурсы социального капитала того сообщества, к которому относится человек, но главная концептуальная ошибка состоит в том, что ни один из этих четырех ресурсов не учитывает того, что каждый человек участвует в большинстве случаев совсем не в тех сообществах, к участию в которых имеет природную склонность. Как следствие – подчиняясь фактическому диктату рациональности, экономической целесообразности и социальным стереотипам поведения, большинство людей в жизни играют совсем не свою роль и подсознательно понимают это. А это ведет к нарастанию внутреннего напряжения в сообществах, образуемых такими людьми, что отображается, в частности, в значительном росте процента тяжелых неврозов и психозов в сообществах всех типов.

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Загрузка...