Социальный капитал с позиции прикладной ноологии

Понятие социального капитала в  социологии, экономике и политологии появилось сравнительно недавно. Оно было введено в 1980 году известным французским социологом рационалистического направления Пьером Бурдьё. Он использовал понятие социального капитала для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод. В его концепции социальный капитал является исключительно групповым ресурсом, а его ценность заключается в возможности снижения предполагаемых и фактических издержек организации, что, в конечном итоге, приводит к увеличению её прибыли. Поддерживая взаимовыгодные честные и дружеские отношения, члены группы укрепляют связи друг с другом и одновременно становятся в некотором смысле богаче. То есть Бурдьё утверждает: чем крепче взаимосвязь и чем больше взаимозависимость, тем больше социальный капитал.

Несколько лет спустя, в 1988 году, английский социолог Джеймс Коулман предложил обновленную концепцию социального капитала. У Колмана социальный капитал является общественным благом, однако производится индивидами с целью последующего извлечения выгоды.

Колман считал, что существуют три основных типа капитала: человеческий капитал, физический капитал и социальный капитал. Человеческий капитал — навыки, знания, и опыт индивида, которые определяют их значение в обществе. Физический капитал, будучи полностью ощутимым и в целом частное благо, берёт свое начало от создания инструментов для облегчения производства. Создать социальный капитал гораздо труднее, чем вкладывать средства в человеческий и физический капитал. Для того, чтобы вкладывать средства в физический капитал, как правило, достаточно хорошего решения  в финансовом отношении и в экономическом плане. Для того, чтобы инвестировать в человеческий капитал, надо инвестировать в образование и здоровье, а это является безусловно положительным моментом и не требует сверхусилий. Когда дело доходит до социального капитала, стимулы к инвестированию средств не всегда лично привлекательны, ведь, когда люди вкладывают в социальный капитал, они не обязательно вкладывают в себя. Инвестиции в социальный капитал приводит к инвестициям в социальную структуру, которую, в свою очередь, будет приносить пользу не только вкладчику, но и другим членам группы.

По мнению Колемана, социальный капитал и человеческий капитал часто дополняют друг друга. При наличии определённого набора навыков, опыта и знаний, человек может получить социальный статус и таким образом получить больший социальный капитал. При этом индивид признаётся свободным и рациональным. Предполагается, что для построения социального капитала необходим некий социальный контракт, наличие социальных норм и обмен. Последнее невозможно без определённого уровня доверия. Как и другие формы капитала, социальный капитал приносит дивиденды лишь в случае его активного использования.

1111Коулман разработал концепцию, согласно которой социальный капитал измеряется не столько в количестве полезных связей, сколько в их качестве. Из этого следует, что наиболее высок социальный капитал в тех группах, где люди больше всего друг другу доверяют. Для такого высокого уровня доверия создаются специальные условия. Все члены группы ставятся в зависимость друг от друга и вынуждены выдавать друг другу так называемые «доверительные расписки». Иными словами, отношения строятся по принципу «ты мне — я тебе». В том случае, когда один человек помогает другому, тот остаётся в долгу и стремиться рассчитаться с кредитом. По Коулману, чем больше в группе таких невыплаченных кредитов, тем выше социальный капитал: люди уже не могут выйти из системы, они поставлены в настолько тесную взаимозависимость, что выход одного звена рушит всю цепь. Таким образом, чем больше таких долговых обязательств, тем прочнее система.

В сложившихся концепциях социального капитала Джеймса Коулмана и Пьера Бурдьё, хотя авторы концепций расходятся в трактовке этих видов ресурсов и их свойств, его чаще всего определяют как социально-структурные ресурсы индивида, порождаемые отношениями двух или более индивидов. Функция социального капитала состоит в том, чтобы координировать действия людей для достижения желаемых целей — создавать сетевые структуры, которые по своей природе являются наиболее устойчивыми. Ресурсом развития социального капитала является партнёрство, в рамках которого его участники из различных секторов общества формируют единое целое, что позволяет решать общие задачи.

Общедоступный социальный капитал является публичным благом и распределен равномерно между участниками сообщества. Социальный капитал, находящийся в эксклюзивном доступе предусматривает концентрацию в руках одного или группы актеров, имеющих привилегированное значение в рамках группы. Частным является социальный капитал, находящийся в областях сильных связей социальных сетей и может быть использован только участниками узких и закрытых кругов, соединенных этими связями.

Комментарий ноолога: С позиций ноологии социальный капитал имеет несколько больший спектр источников и составляющих, нежели у Бурдье и Коулмэна, поккольку он образуется не только на основе возникающих межличностных доверительных связей образуемых по принципу «ты мне, я тебе». Источником формирования общности, приводящей к появлению социального капитала, с позиций ноологии является во-первых, биологически обусловленная потребность в формировании сообществ (социаосов), способствующая объединению особей определенного «ноо-типа», во-вторых – психологическая готовность членов сообщества к делегированию в распоряжение сообщества части своих знаний и навыков (человеческого капитала) в силу приверженности идее или концепции, на базе которой оно образовано. Эти аспекты мы постараемся максимально подробно раскрыть в следующих статьях

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Загрузка...