Учёные, работающие в проекте «Естественная история песни» полагают, что музыка может служить универсальным языком общения для людей разных народов и культур. К такому выводу исследователей подтолкнули результаты эксперимента.
Мировые музыкальные культуры должны быть уникальными. Песня руандийского крестьянина не должна иметь много общего с песней фермера с Шотландского нагорья. Но группа ученых из Гарварда пытается выяснить, действительно ли это так, или существуют некие универсальные функции, лежащие в основе всех наших песен.
Поиск универсалий начался ещё а 1900-х, когда некоторые немецкие ученые связывали ее с идеями о расовом превосходстве. К этой идее возвращались в 1960-х и 1970-х. Но на самом деле это научное направление имеет более долгую историю. «Обратитесь к таким людям, как Чарльз Дарвин и Герберт Спенсер, — сказал Сэмюэл Мер, один из руководителей проекта (он также играет на разных деревянных духовых инструментах), — Они писали о музыке, и каждый из них задавался вопросом, почему плачущий ребенок засыпает, когда я пою для него? Это очень старые вопросы, но теперь у нас есть вычислительные инструменты, чтобы начать действительно отвечать на них».
Первая работа проекта представляет собой попытку понять, какие элементы колыбельных, танцевальных, «исцеляющих» и любовных песен делают их узнаваемыми для всех, независимо от того, где они появились. В эксперименте 750 участникам из 60 стран мира предложили прослушать отрывки музыкальных произведений, созданных представителями 86 традиционных сообществ, например, австралийских охотников или оленеводов из Арктической зоны России. Слушателям нужно было определить предназначение мелодии — колыбельная ли перед ними, песня о любви или музыка для духовных ритуалов, танца или охоты.
Опыт показал, что незнание чужих культур не помешало участникам правильно определить функцию музыки. Большинство респондентов легко распознали колыбельные и танцевальные песни, однако многие запнулись на любовной лирике и «целебных» композициях, использующихся в ритуалах.
«Это значит, что в изученных нами культурах песни для танцев и спиритических ритуалов имеют достаточно общих черт, чтобы универсальными считались не только сами мелодии, но и способ их исполнения», — пояснил один из авторов исследования, когнитивный психолог Сэмюэл Мер.
В то же время ученые предполагают, что участникам эксперимента — пользователям Сети — было нетрудно пройти тест, поскольку все они принадлежат к одной культуре, а вот жителям отдаленных регионов мира справиться с заданием было бы гораздо сложнее. Для того чтобы снять эти сомнения, исследователи планируют повторить эксперимент в изолированных группах, куда войдут жители Боливийской Амазонии, не знакомые с культурой Запада.
Альтернативное объяснение заключается в том, что каждый, кто прошел тест, имеет культуру, и это повлияло на их решения: «Все они интернет-пользователи, все они, вероятно, слышали Тейлора Свифта и Джастина Бибера», — признал доктор Мер. Но он планирует повторить эксперимент с изолированными группами, чтобы проверить, могут ли они правильно идентифицировать колыбельные, танцевальные и исцеляющие песни. Они будут включать людей народности цимане из боливийской Амазонии, которые мало связаны с западной культурой. Они вряд ли слышали Бибера. Команда доктора Мера планирует дальнейшие исследования, в том числе анализ транскрипций мелодий, чтобы увидеть, есть ли сходства и изучить около 5000 произведений традиционных обществ, чтобы найти образцы.
Патрик Сэвидж, этномузыковед из японского Университета Кейо, помогавший проекту, провёл свой собственный поиск универсалий, проанализировав 304 песни и фрагменты инструментальной музыки и обнаружив множество статистических общностей. Например, что большинство традиционных исполнителей предпочитают ритмы с двумя тактами (использование трех ударов, как у вальса, фактически очень редко). Сэвидж уверен, что в этой области ещё много работы. «Я думаю, что самая интересная область, но, возможно, самая спорная, потенциально даже опасная, — это эстетика. Существуют ли универсальные стандарты для музыки?»
В целом результаты превзошли ожидания ученых, и исследователи решили провести еще один эксперимент. Респондентам предложили проанализировать композиции: например, назвать количество солистов, пол исполнителя, определить мелодический рисунок. В совокупности два опыта показали, что жанры обладают легко угадываемыми характеристиками, которые понятны большинству людей.
Источник Current Biology
Ближе, чем кажется
То, что музыка является универсальной ценностью, известно давно. Но только недавно, в результате многолетних исследований этномузыковедов, стало известно, что музыкальные ритмы являются гораздо более универсальным средством для передачи настроение, нежели считалось до сих пор. И это неудивительно, даже странно, что для выяснения этих вполне очевидных фактов понадобились столь продолжительные усилия. Более того, можно исследования биологов позволяют предположить, что музыка в том или ином виде может являться эффективным средством коммуникаций не только между людьми, но и между человеком и животными, человеком и растениями и так далее. Не исключено, что и в этом смысле, мы гораздо ближе друг к другу, чем кажется на первый взгляд.