Каждый год биологи открывают множество новых видов животных. Некоторые из них по облику и повадкам выглядят вполне фантастично. Но сейчас речь пойдет о тех, кто нам давным-давно известен – или кажется, что известен. Потому что часто мы вдруг такое узнаем о привычных для нас голубях, шмелях и овцах, что остается только развести руками и воскликнуть «Фантастика!» Чаще всего какие-то удивительные вещи обнаруживаются в поведении – человек традиционно недооценивает умственные способности животных.
Шмелей научили играть в футбол
Могут ли шмели решать нестандартные задачи? Эксперименты из Лондонского университета королевы Марии под руководством Ларса Читтка показали, что могут, и что они даже способны учиться друг у друга: шмели, например, повторяют действия своих товарищей.
Исследователи давно изучают когнитивные способности шмелей и регулярно сообщают о новых трюках, которые они могут выполнять. Они решили поставить такой опыт, в котором шмелям нужно было сделать нечто, что вообще никак не походило бы на их обычные занятия. И шмелей решили научить играть в футбол: чтобы получить награду – порцию сиропа – шмель должен был загнать небольшой шарик в специальную лузу. Сначала экспериментатор сам подталкивал шарик в нужное место, а глядящий на все это шмель получал возможность угоститься сладким. Потом шмель постепенно сам начинал гонять «мяч» по полю, направляя его в «ворота».
Затем брали другого, нетренированного шмеля, и давали ему посмотреть, как его товарищ манипулирует «мячиком». И шмель-зритель, как сообщают исследователи, довольно быстро понимал, что нужно делать, и сам начинал закатывать шарик в нужное место – естественно, получая свою порцию сиропа. Для сравнения шмелей пытались обучить и другим способами: некоторые, например, видели, как шарик катится в лузу под действием невидимого магнита, то есть сам собой; другим же показывали «мяч», уже попавший в ворота, с которого можно было слизывать сладкое. Оказалось, что живой пример все-таки лучше всего – шмели быстрее усваивали, что нужно сделать, только глядя на других шмелей.
Еще более любопытными оказались результаты другого опыта, когда перед шмелями был не один, а целых три шарика, расположенный на разных расстояниях от лузы. Шмель-тренер во время демонстрации всегда брался за самый дальний, потому что, когда его учили, ближние шарики всегда оказывались прочно приклеенными, и сдвинуть их с места не представлялось никакой возможности. Шмели-зрители, посмотрев на тренера, в конце концов выбирали уже не самый дальний, а самый ближний шарик, который теперь можно было свободно катать. Похожие результаты получились и в эксперименте с разноцветными «мячами»: хотя шмель-тренер катал только желтые «мячи», шмели-зрители потом спокойно брались за шарики других цветов.
Получается, что когнитивная пластичность шмелей (и, возможно, прочих общественных насекомых) позволяет им решать даже такие задачи, с которыми в своей обычной жизни они не сталкиваются. Более того, у них даже получается анализировать условия задачи – ведь сумели же шмели выбрать наиболее удобный по расстоянию шарик, а заодно и понять, что цвет тут не главное.
Голуби накапливают общие знания
Голубей традиционно считают существами глуповатыми – тем удивительней было узнать, что они способны накапливать культурный опыт.
Одним из самых ярких доказательств того, что голуби не так глупы, как может показаться, можно является то, что они способны к абстрактной арифметике, то есть они могут считать предметы, не обращая внимания на их форму, цвет и размер. Кроме того, у голубей довольно сложно устроена социальная жизнь: их иерархия в полёте не совпадает с иерархией, которой они подчиняются на земле, иными словами, на земле и в воздухе у голубей разные лидеры. Лидер же является таковым лишь в силу своей компетенции, и, например, если вожак голубиной стаи выбирает неправильное направление полёта, то стая перестаёт его слушаться.
Наконец, нельзя не вспомнить про их удивительное умение ориентироваться в пространстве: если голубям нужно несколько раз подряд пролететь из точки А в точку Б, то они каждый раз будут стараться сделать свой маршрут более удобным. Причем те, кто еще сам не додумался до более удобного пути, будут учиться ему у более продвинутых товарищей. Известно также, что голубиная стая летает более прямой дорогой, нежели одиночные птицы – очевидно, тут срабатывает нечто вроде «коллективного разума».
И это еще не все. Зоологи из Оксфорда Тасао Сасаки и Дора Биро сообщают, что голуби способны накапливать культурный опыт. Дора Биро и ее коллеги уже давно изучают поведение голубей (про смену голубиных лидеров, о которой шла речь выше, узнали именно они). На сей раз исследователи, прикрепив к птицам GPS-датчики, разделили их на три группы: голуби из первой группы всегда возвращались домой сами по себе, из второй – вместе с постоянным товарищем, а в третьей голубям меняли партнера через каждые несколько полетов, так что новичок оказывался в паре с более опытным путешественником.
Птиц выпускали в незнакомой местности, так что поначалу они летели домой не самой прямой дорогой. Через несколько полетов все голуби отыскивали более удобный маршрут, однако наибольшие успехов достигла та группа, в которой более опытного голубя регулярно заменяли новичком. Получалось так, что птица, которая уже начала искать кратчайший путь домой, передавала знания новому напарнику, который эти знания как-то корректировал. Затем бывшему новенькому давали в пару еще более новенького, который, в свою очередь, тоже перенимал чужой опыт, добавляя к нему собственные «наработки». В итоге маршрут до дома оказывался все более и более удобным.
Речь идет не о простой передаче опыта, а именно о накоплении, о приумножении знаний: все выглядело так, как если бы новая птица не искала свой путь с нуля, а исправляла то, что узнала от напарника. Впрочем, некоторые специалисты полагают, что все же не стоит в данном случае говорить о культурном накоплении, и что, скорее всего, голуби не столько дополняли накопленный друг другом опыт, сколько вместе работали над новой версией маршрута – и с несколькими «коллегами» все просто происходило эффективнее, чем с одним и тем же партнером.
Но, как бы там ни было, нас не может не восхищать такая пластичность поведения и «открытость новому» у птиц, чьи ум и сообразительность к тому же мало кто воспринимает всерьез.
Овцы узнают людей в лицо
Овец, как и голубей, тоже не считают особо умными, и тоже напрасно: исследователи из Кембриджа выяснили, что овцы довольно быстро запоминают людей в лицо, а ведь распознавание лиц считается одной из самых непростых когнитивных способностей. Более того, овцы запоминают людей даже без специальной тренировки: человеку достаточно проводить с ними по два часа в день, чтобы потом они узнавали его на фото. Иными словами, способностью запоминать лица они не уступают приматам.
Исследователи из Кембриджа поставили с овцами достаточно простой эксперимент: животным показывали пары фотографий, из которых нужно было выбрать фото известной персоны – если овца выбирала правильно, она получала награду. (В эксперименте использовали фото знаменитой британской тележурналистки Фионы Брюс, актеров Джейка Джилленхолла и Эммы Уотсон и предыдущего президента США Барака Обамы; овцам они, естественно, не были знакомы, скорее всего, исследователи просто решили слегка пошутить.) Овцы довольно быстро запоминали, кого им нужно выбирать, и в целом доля правильных ответов составляли 8 из 10. Более того овцы выбирали нужных знаменитостей даже тогда, когда фото были сделаны под углом, правда, доля правильных ответов падала на 15%, но это, в общем, довольно немного.
Наконец, овцы запоминали людей даже без специальной тренировки: человеку достаточно было проводить с ними по два часа в день, чтобы потом они узнавали его на фото. То есть способностью запоминать лица они не уступают приматам. Впрочем, сами авторы работы говорят, что чего-то подобного можно было ожидать: у овец достаточно большой мозг, и живут они большими группами, в которых надо как-то социально взаимодействовать друг с другом; да и фермеры, которые постоянно имеют дело с овцами, знают, что они на самом деле не так просты, как кажутся.
Если так пойдет дальше, то не исключено, что список животных-интеллектуалов, к которым традиционно относят приматов, попугаев, врановых и дельфинов, придется изрядно расширить
Источник nkj.ru
В прятки с Природой
В конце статьи, опубликованной ниже, в которой описываются успехи различных животных, птиц и даже насекомых в решении логических (и не только) задач, написано в качестве резюме: «Если так пойдет дальше, то не исключено, что список животных-интеллектуалов, к которым традиционно относят приматов, попугаев, врановых и дельфинов, придется изрядно расширить…». Это чрезвычайно многообещающее резюме, которое порождает однако, простой вопрос: а что было бы, если бы перед людьми поставили задачи, которые легко решают голуби, овцы, шмели в процессе своей жизнедеятельности? Смогли бы мы, ощущающие себя царями природы, соответствовать этому званию в процессе игры, которую нам предложит Природа, а не наоборот – как во всех исследованиях, которые легли в основу статьи? И какую оценку поставили бы нам в подобной игре? И смогли бы мы удивить своими достижениями даже самых невзыскательных судей?