Cлово «аюс» переводится с санскрита как жизнь, а «веда» переводится как знание. Другими словами, аюрведа — это наука о жизни. В область ее изучения гармонично входят: как грубое и тонкое тело человека, так и душа. Все эти термины являются предметом пристального изучения аюрведы. Если сказать коротко, то тонкое тело человека состоит из жизненной энергии (праны), ума, разума, ложного эго. Душа же обладает духовной природой, находящейся за пределами материальных представлений.
Аюрведа это дисциплина, широко и углубленно изучающая предмет здоровья человека. Понимание здоровья в аюрведе не имеет ничего общего с общепринятыми представлениями современной медицинской науки, которая по большей части занимается лечением наших телесных и психических недугов. Аюрведа считает, что истинное здоровье обретает лишь тот, кто посвящает свою жизнь духовному самосовершенствованию.
Будучи практичной и мудрой наукой, аюрведа дает нам возможность постигать свою духовную природу постепенно. Поэтому сначала она раскрывает перед нами знание о том, как вылечить и правильно использовать грубое и тонкое тело. Однако для достижения истинного здоровья, понимание строения грубого и тонкого тел человека является лишь предварительной ступенью. Настоящее здоровье и счастье обретается, когда мы начнем жить и действовать на духовной платформе. Другими словами, как грубое, так и тонкое тело человека предназначены для того, чтобы душа научилась ими правильно пользоваться, и, самосовершенствуясь, обрела высшее духовное счастье. Таким образом, аюрведа — это дисциплина, которая, несмотря на свою медицинскую направленность, все же тесно связана с духовной практикой.
Аюрведа рассматривает людей как бессмертные личности, которые не имеют ничего общего с материальным умом и телом. Общепринято под личностью понимать индивидуальное сочетание физических и психических функций человека. В отличие от современных взглядов аюрведа не отождествляет гармоничный комплекс разума, ума и тела с этим термином «личность». Древние аюрведические тексты утверждают что Я — это бессмертное явление, которое не болеет и не стареет и находится за пределами грубого тела и тонкого ума.
Для существования в материальном мире душа пользуется материальным телом, которое подвержено разрушению. С помощью ума, устойчивого к влиянию времени, душа управляет грубым телом. Тонкое тело не умирает вместе с грубым, а напротив следует вместе с душой в новое воплощение. Хоть тонкое тело не подвержено старению, все же под влиянием времени в тонком теле постоянно копится груз всех наших поступков, что естественным образом создает хорошую или плохую судьбу. Поэтому неразумное использование грубого и тонкого тел приводят человека к болезням и страданиям. Согласно аюрведе и тонкое, и грубое тела даны нашему духовному Я для того, чтобы найти способы правильного, счастливого существования. Так, пользуясь проверенным многими мудрецами знанием, практикуя чистую жизнь, мы, идя путем указанным аюрведой, в конечном счете, должны достичь совершенства жизни.
Большинство из книг, уже написанных по аюрведе в западном мире, представляют ее как комплекс мероприятий, направленных на устранение болезней грубого тела. Современные книги об аюрведе обычно лишь вкратце описывают деятельность ума, разума и чувств и еще меньше говорят о душе. Однако исторические факты древних аюрведических свидетельств говорят об обратном. Аюрведическое знание было дано человечеству для того, чтобы каждый из нас, достигнув физического и психического здоровья, в конечном счете, смог бы обрести духовное просветление.
К сожалению, неверный подход к изучению этого древнего знания привел большинство людей к мнению, что главное в аюрведической науке — это очистительные процедуры, способы омоложения и правильное питание. Однако, по сути, это всего лишь рядовые разделы аюрведы, которые, подготавливая нас к духовной жизни, призваны помочь человеку лишь в какой-то степени очистить свое сознание. На самом деле изучение природы ума и разума и правильное применение их в достижении здоровой и счастливой жизни является более важными аспектами древнего аюрведического знания.
Современная наука считает, что загрязненная окружающая среда, ошибки в поведении человека и его неправильное отношение к своему телу являются причиной всех болезней. В какой-то степени это так. Однако согласно аюрведе основной причиной всех болезней и страданий является отсутствие верного понимания своей вечной духовной природы. Если, работая над собой, человек открывает знание о своей вечной, нетленной природе, то он немедленно обретет высшее счастье. Само собой, что в этом случае, он обретает способность вести себя в этом мире правильно, и ему становятся свойственны верное отношение как грубому, так и к тонкому телу. Таким образом, обретая счастливую жизнь, мы само собой получаем и хорошее здоровье. Веды считают, что, только идя по пути духовной практики можно достигнуть счастья и здоровья.
Таким образом, аюрведа изучает не просто биохимические реакции нашего организма, она пошла дальше этих, в какой-то степени, примитивных представлений о природе человека. Аюрведа, древняя наука о жизни, преподносит человечеству более глубокий подход к пониманию истинных причин страданий. В результате такого подхода у людей появляется реальная возможность вылечивать самые неизлечимые недуги тела и судьбы.
Современная наука считает, что наша жизнь ограничена телесными функциями, а тело это материальное пространство, в котором ум существует как продукт биохимических реакций мозга. Аюрведа изучает грубое тело человека не как самостоятельно живущую структуру, а как инструмент, которым пользуются, тонкие по своей природе ум и разум, которые сами являются инструментами для души. Другими словами, тело, согласно аюрведе, это всего лишь инструмент которым пользуются ум, разум и душа для существования в этом материальном мире.
Древние писания считают, что грубое тело является не самой главной причиной наших страданий и болезней. Более значимым источником наших проблем является неправильная деятельность ума и разума. По этой причине без работы над своим характером и без изучения смысла жизни человек не может справиться даже с обычным насморком.
Аюрведа утверждает, что работу над своим характером как неотъемлемую часть следует включить во все лечебные практики. Только очистив ум от негативизма, можно сделать здоровье стабильным и устойчивым к любым неожиданностям. Однако и ум это тоже не самая конечная инстанция в преодолении трудностей жизни. Ум находится под контролем разума, который состоит из знания о том, что такое счастье. Мы все живем для обретения счастья. Именно тонкий разум невидимым образом контактирует с источником счастья, к которому мы стремимся. Поэтому разум, а не ум является истинным рулем машины судьбы. Водителем судьбы является душа. Понятие Я таким образом, относится не к телу, как это общепринято считать и даже не к уму, а исключительно к душе. Другими словами Я это душа, а не тело.
Если Я это душа, а не тело и даже не ум и не разум, то когда я (духовная душа) страдаю, помимо лечения тела, ума и разума мне след
ует делать что-то еще. Эта деятельность для души на всех языках мира называется духовной практикой. Без духовной практики мы не сможем быть по настоящему здоровыми и полноценными людьми. По этой причине помимо лечения грубого и тонкого тела необходимы знания о том, как научиться грамотно работать над собой. Эта работа должна иметь определенную последовательность, медленно, но верно возвышающую наше сознание и увеличивающую таким образом количество здоровья и счастья.
Согласно аюрведе лечение имеет свои уровни:
- Первый уровень лечения— лечение телесного недуга. Это лечение осуществляется с помощью правильного питания, аюрведических лекарств, аюрведического массажа, комплекса очистительных мероприятий и упражнений. Это самый грубый уровень аюрведы, который дает лишь временное облегчение.
- Второй уровень лечения— профилактика физических и психических болезней. Этот уровень лечения включает в себя соблюдение режима дня, употребление омолаживающих аюрведических средств, упражнения хатха йоги, пранаямы (дыхательные упражнения), достижение чистоты тела. Все эти ежедневные мероприятия в какой-то степени избавляют от телесных и умственных страданий, но не устраняют их причину – неправильного отношения к жизни.
- Третий уровень лечения— это развитие правильного отношения к социуму. Здесь на первое место выходит работа над своим характером, развитие в себе позитивного отношения к жизни. Пациент на этом уровне лечения принимает врача своим наставником в вопросах нравственности, морали и выполнения своего общественного и семейного долга. Строго следуя советам аюрведического врача и смиренно прислушиваясь к его наставлениям, человек, работая над собой, закономерно достигает действительно счастливых отношений с окружающими людьми.
- Четвертый уровень лечения— развитие правильного отношения к высшей цели человеческой жизни. На этой ступени лечения пациенту уже требуется духовный наставник. Здесь главное внимание уделяется работе над своими убеждениями и взглядами над смыслом жизни. Эта нужная всем деятельность по очищению разума включает в себя: развитие в себе аскетизма, совершение пожертвований, чтение благоприятных ведических гимнов, молитв и мантр. На этом уровне лечения человек, по милости своего наставника, полностью избавляется от всех дурных привычек, развивает вкус к высшему счастью, с помощью которого быстро сжигает плохую карму и достигает счастливой судьбы.
- Пятый уровень лечения— развитие правильного понимания духовной реальности. На этом уровне человек в глубочайшей концентрации на любовном служении всем живым существам и богу достигает высших духовных откровений. Древнее знание гласит, что настоящего счастья можно достичь, когда мы самоотверженно занимаемся духовной практикой. Таким образом, только на этом уровне лечения человек достигает максимального здоровья и счастья.
Таким образом, аюрведическое знание помогает людям хорошо ориентироваться в истинных причинах своих физических и умственных болезней, а также дает возможность обрести не только физическое и психическое, но и духовное здоровье.
Источник torsunov.ru