Сергей Подолинский (1850—1891) — украинский учёный-энциклопедист: физик, математик, экономист, философ, политик, доктор медицины, общественный деятель, создатель «физической экономики», политэкономист-социалист, один из основоположников ноосферного космизма, получивший признание и развитие работ Вернадским, Циолковским, Пригожиным и другими последователями ноосферного космизма и системной методологии в естествознании и деятельности человека.
Блестящий знаток истории, философии — настолько своим открытием опередил время, что, подобно Лобачевскому, не дожил до его признания. В 1880 году — когда он опубликовал свой выдающийся научный труд в различных изданиях социалистов на многих языках — ему было только 30 лет. В том же году учёный послал свою статью на французском языке Марксу и получил от него тёплый, доброжелательный отзыв. А вот Энгельс иначе оценил его другую работу: «Подолинский отклонился в сторону… ибо хотел найти новое естественнонаучное доказательство правильности социализма и потому смешал физическое с экономическим».
Работа Подолинского, которая восхитила Маркса и не вызвала энтузиазма Энгельса, называется «Труд человека и его отношение к распределению энергии». Она содержала поистине революционные идеи. Обосновывая их, учёный опирался на глубокое знание основного закона мироздания — «гармоничное единство множества противоположных начал». В концепции Подолинского рассматривается «трудовой энергетизм».
Политэкономика связана со стихийным рынком, это «искусство добывать» высокую прибыль в интересах капитала. А социальная экономика работает в интересах человека, семьи, всего гражданского общества. Сергей Подолинский глубоко и всесторонне изучил главную категорию этого звена экономики — труд. Он показал, что в природе нет «абстрактного труда», а есть труд конкретный — как разумная целенаправленная деятельность человека по «накоплению энергии» путём производства механической и любой другой работы. Основными орудиями его являются руки и ноги человека. Но главнейшее орудие, или движитель труда — разум, интеллект, ум.
Открытие Подолинского, изучавшего вопрос, может ли существовать такой класс процессов природы, который характеризуется КПД свыше 100%, состоит в положительном ответе? И этот процесс — человеческий труд. Согласно Подолинскому, человеческий труд есть особенный процесс природы, который можно считать усилителем мощности.
Таким образом, Подолинский заложил основы принципиально новой теории труда, не только как чисто экономической, но и как естественно-исторической и нравственной категории. «Труд есть такое потребление механической и психической работы, накопленной в организме, которое имеет результатом увеличение количества превратимой энергии на земной поверхности». Иными словами, труд человека является процессом природы, который усиливает его мощность и раскрывает физическую природу прибавочного продукта.
Концепцию социальной энергетики Подолинского пронизывает мысль о том, что единая непрерывная нить связывает солнечный луч с зеленым растением, земледелием, питанием человека, историей растений и животных и, наконец, экономикой и историей социальной жизни человека.
Если попытаться понять специфику умственного труда через закон Подолинского, то становится понятным, что труд — это не только «отец богатства», но главное и основное — источник жизни, продлевающий её годы. Работающий — физически и умственно — человек захватывает и использует энергоинформационные потоки Вселенной, напитываясь её мощностью. Трудящийся человек — «накопительный и хранительный резервуар энергии» на Земле. Такие «резервуары» необходимы планете, и чем их больше, тем здоровее Земля. Поэтому, естественно, она будет покровительствовать им и в то же время освобождаться от непригодных «оболочек» — людей, предпочитающих пустое времяпрепровождение.
Получение знаний, учёба — это тоже категория труда, причём одна из наиважнейших. Человек, прекративший улавливать потоки энергии познания бытия (всевозможных его форм), входит в ступор инволюции. Во Вселенной нет покоя, есть только эволюция и инволюция — движение вперёд и сползание назад, созидание и разрушение. И всякий труд, если он не сопряжён с накоплением новых знаний, в любом случае недополучает часть своей мощности.
Подолинский одним из первых высказал мысль о «былых биосферах». Рассматривая историю накопления солнечной энергии на земной поверхности, он анализирует ее распределение и накопление на основных этапах эволюции: при отсутствии жизни, при ее появлении и развитии вплоть до появления человека и развития общества. Создатель ноосферы, Леруа в 1928 году писал: «Два факта, перед которыми все другие кажутся незначительными, доминируют в прошлой истории Земли: оживление материи и очеловечивание жизни».
На основе научной работы Сергея Подолинского разработал свою научно-практическую концепцию Вернадский. Он изучал его работы и назвал Два вопроса естественнонаучного знания — проблема жизни и проблема второго закона термодинамики (грубо говоря, проблема смерти) — в действительности есть разные стороны одной и той же задачи целостного понимания сущности жизни как формы движения, в которой излученная, рассеянная теплота (или сила жизни) имеет возможность снова сосредоточиться и начать активно функционировать. В учении Вернадского о биосфере рассматриваются все формы жизни в их взаимной связи. «Живое вещество» Вернадского — не тело, а процесс. И только для этого процесса как целого и может быть установлен тот «особенный» обмен веществ, а именно «обмен веществ в живой природе», который отличается от «обмена веществ в неживой природе». Вернадский в учении о живом веществе, или биосфере, исследовал природный механизм накопления свободной энергии в биосфере, а процесс активного функционирования концентрированной энергии под влиянием трудовой деятельности человека изложен им в учении о ноосфере. Таким образом, Вернадский успешно завершил дело Подолинского.
«История идей, относящихся к энергетике жизни, взятой в рамках космоса, указывает на почти непрерывный ряд мыслителей, ученых и философов, приходивших более или менее независимо к одним и тем же идеям, но не углублявших поставленных ими проблем. Кажется, будто давно уже царила благоприятная современным идеям атмосфера. Мы находим краткие, но совершенно ясные указания, мысли и факты на энергетическое отличие живого от мертвого – уже в трудах основателей термодинамики – у Р. Майера, В. Томсона (лорда Кельвина), Г. Гельмгольца. Эти указания не были поняты и оценены. Уже позже и самостоятельно, рано умерший С. А. Подолинский понял все значение этих идей и старался их приложить к изучению экономических явлений», — писал Вернадский.