Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден, один из ярчайших мыслителей ХХ века. Он развивал представления о духовной эволюции Вселенной, итогом которой сегодня является деятельность «человека разумного», а перспективой – устремление к бесконечной «точке Омега», к одухотворению и преображению Вселенной, к соединению человека с Творцом Вселенной.
Он писал, что эволюция – это нечто гораздо больше, чем теория, система или гипотеза. Она является основным знанием, которому теперь должны подчиняться все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными, а появление в финале Человека на Земле есть только логический результат упорядоченного процесса, намеченного с самого возникновения нашей планеты. «Человек – не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее».
Эволюционная модель Эдуард Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге. Представление о ноосфере и «сверхжизни» в ней, как слиянии рас, Природы и Бога в единое целое, как конец эволюции носит философский характер.
Тейяр де Шарден полагал, что переход в сверхжизнь неизбежен. На Земле она утвердится помимо воли людей, несмотря ни на что, ибо такова поступь мировой эволюции.
По Тейяру де Шардену появление человека неразрывно связано с эволюцией биосферы, но человек принципиально новое и оригинальное целое природы, это «новый порядок реальности». После появления человека реализуется «выше, чем животная биосфера, следующая за ней — человеческая сфера, сфера рефлексии, сознательного и свободного изобретения, короче говоря, мысли: собственно сфера разума, или ноосфера». В ноосфере «завершается после более чем шестисот миллионов лет биосферное усилие церебрализации».
Тейяр де Шарден был убежден, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, но продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимозависимости, — тенденция, необычайно ускоренная современной технологией, урбанизацией, телекоммуникациями и развитием вычислительной техники. Глобальная сеть знаний, исследований и чувство взаимозависимости людей образуют то, что Тейяр называл ноосферой. Эволюционный процесс он графически изображал как «конус пространства — времени», в основании которого помещал множественность и хаос, а на вершине — точку последнего объединения в сложное единство, «точку Омега».
Он пишет об этом так:
«Чтобы умножить контакты, необходимые для своих пробных нащупываний, и чтобы накопить полиморфное разнообразие своих богатств, жизнь может продвигаться вперед лишь большими множествами. Поэтому, когда ее поток выходит из узких горловин, где она была, как бы стиснута новой мутацией, то чем уже горловина, из которой она выходит, и чем обширнее пространство, которое она должна покрыть своей волной, тем больше ей необходимо воспроизвести себя во множестве.
Человечество, побуждаемое смутным инстинктом, стремится выйти за узкие пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле. Мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни.
Другими словами, дух ткет и развертывает покров ноосферы.
В стремлении к умножению и организованной экспансии резюмируется и, в конечном счете, выражается — для того, кто умеет видеть, вся предыстория и вся история человечества, со времени его происхождения и до наших дней. Попытаемся в нескольких чертах обрисовать фазы, или последовательные волны, распространения человека».
Для Тейяра де Шардена точка Омега есть Бог, который благодаря силе Своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу. Таким образом, под ноосферой он понимал новый покров Земли, «мыслящий пласт».
Он пишет: «Самый проницательный исследователь нашей современной науки может обнаружить здесь, что всё ценное, всё активное, всё прогрессивное, с самого начала содержавшееся в космическом лоскуте, из которого вышел наш мир, теперь сконцентрировано в «кроне» ноосферы».
По Тейяру де Шардену образование «коллективного общеземного разума» и есть цель развития Природы. В эволюции биосферы просматриваются следующие тенденции:
- экспансия жизни, т.е. для всего живого характерно избыточное изобилие;
- «разветвление» жизни, что приводит к созданию новых видов (со временем часть «ветвей» отмирает);
- «техника пробного нащупывания», т.е. жизнь пробует и перебирает разные варианты.
Действует созидательная тенденция, которая заключена в «элементарных частицах» сознания. Эти элементарные частицы сознания, изначально заложенные в каждой частице вещества, в результате развития ноосферы объединятся в сверхсознание.
Тейяр де Шарден не оставил после себя ни школы, ни прямых учеников, но основал новое течение в науке — тейярдизм. Его концепция ноосферы оказала огромное влияние на развитие современной науки, нашла — и постоянно находит — отражение в жизни общества, в культуре и даже — что случается не часто — в массовой культуре. Примером может служить популярная на западе и в России научно-фантастическая тетралогия американского писателя, лауреата премий Хьюго и Небьюла Дэна Симмонса «Песни Гипериона».