Глобальный климат, история и культура

Бесспорно, климат относится к важнейшим элементам природы, одновременно являясь мощным этнообразующим фактором, поскольку в ней вырабатываются определенные навыки и стереотипы поведения, формируются нормы морали и культуры. Таким образом, климат, вероятно, может влиять на все основные элементы человеческой деятельности и на содержание исторического процесса. Т.е. изменения климата вполне могут служить своеобразным толчком к развитию или, напротив, к деградации человеческой истории и культуры.

Еще в 1980-х учёные спорили, есть ли глобальные изменения климата или нет. В 1990-х весь мир был обеспокоен скоростью происходящих изменений, и учёные пытались прогнозировать убытки от природных катаклизмов. В начале XXI века уже очевидно: климат на нашей планете меняется, причем достаточно быстро, что не отрицает уже ни один ученый. И это происходит на планете не в первый раз. Климат на протяжении всего существования нашей планеты испытывал довольно заметные колебания.

Климат оказывал и оказывает существенное влияние на деятельность человека — политику, экономику и культуру — на протяжении всей истории развития цивилизации. За миллиарды лет на нашей планете неоднократно происходили катастрофические изменения климата. Многие из них пришлись уже на период существования человеческой цивилизации и самым непосредственным образом оказали влияние на ход истории, культурную и политическую среду.

Слово «климат» происходит от греческого «кНшаШэ», которое буквально переводится, как «наклон». Этот термин впервые был введен более 2 тысяч лет назад древнегреческим астрономом Гиппархом. Учёный на тот момент понимал климат как наклон земной поверхности к солнечным лучам, различие которого от экватора к полюсу уже тогда считалось причиной разной погоды в разных широтах Земли. А уже значительно позже климатом стали называть многолетний статистический режим погоды, характерный для данной местности в силу её географического положения. Можно сказать, что климатическую систему Земли в целом формирует всё, что нас окружает. Если рассматривать такую систему глобально, то она включает в себя все подвижные геосферы Земли, а именно: атмосферу, гидросферу, литосферу, биосферу вместе с человеком и всей его уже довольно масштабной антропогенной деятельностью. Всё это вкупе и создает определенный климат в различных географических точках Земли.

История цивилизации началась приблизительно 5100 лет тому назад с началом династического периода в Древнем Египте — в центре мировой культуры. Тогда на планете было тепло и комфортно. Но это время осталось незаметным в плане исторических событий. В XXIII в. до н. э. начинается медленный упадок египетской династии. Ухудшение климатических условий тогда только наметились, а пока на планете было тепло и комфортно.

Почему же тогда начался упадок? В соответствии с теорией, которой придерживается Владимир Клименко, наиболее важные события чаще случались в эпохи климатических экстремумов, когда в том или ином регионе достигались либо максимумы температур, либо максимумы увлажненности. Маятник исторических эпох колебался в точном соответствии с климатическими ритмами: ухудшение климата вызывало обострение интеллекта, осуществлялись невиданные технологические прорывы; при потеплении, когда жизнь хороша, урожаи обильны, энергетических ресурсов хватает всем, росло материальное благосостояние, но одновременно происходила интеллектуальная и духовная деградация. Иначе обстоит дело в политике и финансах. Перенасыщенность приводит к расшатыванию на уровне власти, и, в данном случае, становится очевидным приближающийся распад такого государства. Малейшая встряска со стороны климата может подвигнуть к реорганизации и переосмыслению ценностей. Возникает эпоха смуты, усугубленная начинающейся полосой климатических «неудач». Древнее царство рухнуло, не выдержав испытания властью и безбедной жизнью, и на смену ему пришла эпоха Среднего царства, основателем которого стал фараон Ментухотеп. И это случилось как раз на самом пике ухудшения погодных условий, связанных с периодом похолодания в XXI в. до н. э.

В данной теории стоит учитывать и тот факт, что климат на Земле неоднороден и неравномерен, его глобальные изменения неизбежно приведут к разнонаправленным локальным климатическим изменениям. В частности, как показывают данные палеореконструкций, в Египте в эпоху глобального потепления всегда происходит понижение зимних и летних температур. При потеплении в регионе начинает расти увлажненность, а значит — испаряемость. Становится нежарко и урожайно. Но когда Египту хорошо, в значительной части Передней Азии и Ближнего Востока становится плохо — в момент глобального потепления здесь происходит ухудшение локального климата, связанное с дефицитом осадков, что неизбежно приводит к опустыниванию территорий. Народ вынужден скитаться в поисках плодородных земель и находит их в Египте. Так восточные варвары оказались у власти в Египте. Но как только глобальное похолодание достигло Египта и из-за невыносимой жары и засухи стало плохо, народ воспрянул духом и вытеснил варварских фараонов с насиженных мест. Так образовалось Новое Царство, которое, в свою очередь, развалилось на пике глобального потепления (1000 г. до н. э). Именно в тот момент «расслабленное» государство рухнуло под натиском северных варваров.

Три пика потепления (с 1800 по 1000 гг. до н. э.), которые равносильны ухудшению климата в Малой Азии и на Ближнем Востоке, сопровождались возникновением новых государств. Так появилась Аккадская империя, достигшая своего наивысшего могущества при Саргоне I и На-рам-Суэне (XXIV—XXIII вв. до н.э.). Эта цивилизация просуществовала почти 250 лет и рухнула в момент очередного глобального похолодания, что равносильно улучшению климата в данном регионе за счет обильного увлажнения. Империя не смогла устоять под ударами варваров — возникает могущественное Хеттское государство. На третьем пике потепления, во времена великих засух, в южной части Армянского нагорья возникает государство Урарту.

Получается, что имеет место поразительная корреляция климатических и исторических событий, ведущая к развитию или краху цивилизаций, их взаимодействий.

Поняв и осмыслив факт, что климат Земли менялся всегда и неизбежно будет меняться дальше, можно задать вопрос, насколько вообще чувствительна цивилизация и культура к колебаниям климата? В XVII—XVIII вв. на это отвечали просто: различная географическая среда всегда формирует разные психические склады и, следовательно, является причиной разнообразия культур. Эта теория, называемая географическим детерминизмом, создана Жаном Боденом еще в XVI в. Данную теорию развил и дополнил Лев Гумилев. Он считал, что недостаточно одного воздействующего фактора на культуру, в процессе этнической эволюции необходимо соотношение биологических, географических и исторических факторов.

Казалось бы, природные условия Западной Европы и Японии стабильны, так как омывающие их моря смягчают колебания климата, а эпизодические повышенные увлажнения, хотя и приносят урон населению, недостаточны, чтобы нарушить многовековую традицию. Однако традиции сменяют одна другую: на уровне суперэтноса — античность Эллады и Рима сменила древнюю культуру пеласгов и этрусков, уступив в дальнейшем место византийской на Востоке и романо-германской на Западе. А вот в Японии на смену курганной эпохе воинственных ямато пришла средневековая японская культура, сохранившаяся до настоящего времени. Так что ландшафт, получается, здесь ни при чем.

Что касается Евразийского континента, то здесь дела обстоят по-другому. Слишком велик диапазон климатических колебаний, где постоянно чередуются вековые засухи с эпохами наводнений. Вся Евразия «усыпана» жестко очерченными географическими регионами, но культурные воздействия легко перешагивают за географические границы. Великая степь на карте целостна, но на самом деле, климат ее восточной части сильно разнится с западной. Над Монголией висит огромный антициклон, не пропускающий влажных западных ветров, поэтому зимой здесь мало снега. Весной появляется зазор, через который вторгается влажный воздух из Сибири. Этой влаги вполне достаточно, чтобы степь зазеленела и обеспечила парнокопытных кормом. А там где сыт скот, процветают и люди. Именно поэтому в восточной степи создавались могучие державы хуннов, тюрок, уйгур и монголов. На западе степи дело обстоит иначе. Снега зимой здесь значительно больше, а во время оттепелей образуется прочный наст, что мешает накормить скот. Скотоводы вынуждены гонять своих кормильцев на горные пастбища. Появляются оседлые поселения, которые оказываются в зависимости от древнерусских князей, поскольку лишенные передвижения по степи, они не могут уклоняться от ударов регулярных войск.

Но климат не постоянен, он всегда меняется. Атмосферные вихри иногда смещают свое направление и двигаются уже не по степи, а по лесной зоне континента, тем самым расширяя территории пустынь Гоби и Бет-пак-Дала. Оттесняются флора и фауна, а с ними и люди в поисках воды и еды; и все этнические контакты из плодотворных становятся трагичными. Так, например, за последние две тысячи лет вековая засуха постигла Великую степь трижды: во П—Ш вв., в X и в XVI вв. — каждый раз степь пустела. Как только циклоны и муссоны возвращались на привычные пути, люди снова обретали привычный быт. Несмотря на грандиозные стихийные бедствия, культура кочевников Великой степи не менялась. Они воздействовали лишь на хозяйство, а через него — на уровень государственной политики и экономику.

В середине I тысячелетия до н. э. наблюдался необычайный холод, по времени исторически совпадающий с эпохой ранней античности. Неслучайно Карл Ясперс называл этот период «Осевым временем» человечества. «Эту ось мировой истории, — писал Ясперс, — следует отнести ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющие жизнь людей». В это время независимо друг от друга в разных странах появляются мировые и национальные религии — буддизм, зороастризм, конфуцианство, даосизм и джайнизм. В то же время в эллинистическом Египте создается самая большая по тем временам Александрийская библиотека, а при дворе Птолемеев возникает специальное учреждение для ученых Мусейон; строится одно из «семи чудес света» — Фаросский маяк. Главным технологическим прорывом Осевого времени становится изобретение железа. Наконец, бронзовый век сменился железным. В это же время изобретают деньги в современном понимании этого слова. В Мексике возникает письменность, а в Греции проводятся Олимпиады. Все это вновь подтверждает теорию о том, что духовная жизнь человека достигает особого напряжения в наиболее трудные в климатическом, а, следовательно, и в материальном отношении, периоды истории.

В период с 3100 по 500 гг. до н. э. случилось 15 больших переселений народов и все они были вызваны локальным ухудшением климата. Резкое похолодание около 400 г. до н. э. заставило кельтов двинуться в поисках благоприятных климатических условий, примерно с середины III в. до н. э. готы начали Великое переселение народов, а крошечные христианские общины выросли в Золотую Византию. С наступлением II тысячелетия н. э. связан средневековый климатический оптимум — период потепления. Он получил известность, в частности, благодаря тому, что в это время произошло заселение Гренландии викингами. Экспериментальные данные показали, что во время средневекового климатического оптимума действительно наблюдалось некоторое смягчение местного климата с 800 по 1200 гг., которое могло сопутствовать переселению викингов на остров. Однако в начале XIV в. началось похолодание — Малый ледниковый период, — который достиг своего пика в Гренландии приблизительно в 1420-х гг., что привело к бегству викингов из «Зеленой страны» и к опустению поселений на острове.

Климат влияет не только на внешний облик человечества, но и на обычаи, национальный характер. В эпоху первого потепления Средневековья — VI—VIII вв. — культурная жизнь Европы практически застыла, история также не пестрит событиями. Около 800 г. среднеглобальная температура рухнула вниз. В этот период замерзали не только европейские реки, но и Черное море, а в середине IX в. не раз и Адриатическое море. В те времена происходят войны и образовываются новые нации. X в. — век сплошного потепления, столетие культурного и технологического расслабления, история также обеднена событиями. Европа лишь обороняется от диких кочевых орд, которых гонит с насиженных мест засуха. Зато XII—XIII вв. очередной период похолодания в Европе произошёл резкий подъём развития технологий. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и отмечены кросс-культурные внедрения: пришли с Востока порох, шелк, компас. Начало XIV в. выдалось весьма холодным: снова начала замерзать Адриатика, Балтийское море и Финский залив покрывались прочным льдом уже в октябре. Именно в этот период в Восточной Европе образуется мощное польско-литовское государство, а в России в это время Иван Калита собирает русские земли под московскую руку. Разрослась и Османская империя. В конце XIV в. — климатически благоприятный период — Европу трясли гражданские смуты. На XV в. похолодания приходится период Великих географических открытий, наблюдаются культурное возрождение и внутриполитическое потепление. В этом веке творят Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

В конце XVII в. наступило холодное время, которое было названо Малым ледниковым периодом. Декада 90-х годов этого века стала самой холодной за последние несколько тысяч лет. В результате от постоянных неурожаев и голода в Европе умерли десятки тысяч человек. Однако именно тот век стал первым веком современной науки: совершены открытия в математике, физике, астрономии, медицине, химии, ботанике такими известными учеными, как Декарт, Ньютон, Лейбниц, Кеплер, Тихо Браге, Бойль, Лемери, Кункель, Линней, Традескант, Клузиус и многие другие.

В середине VII в. Китайская империя достигает своего территориального максимума. К концу столетия становится значительно теплее, и в самый пик оттепели страну захлестывают внутренние гражданские смуты. Примерно в 900 г. была свергнута великая династия Тан, и страна распалась на части, которые в период потепления, весь X в., вели безуспешные междоусобицы. В Китае во время похолодания в XI в. совершенствуется книгопечатание. В начале XIII в. — столетие быстрого падения среднеглобальной температуры (падение температуры за четверть века составило почти полградуса) — «расслабленный» Китай завоевали кочевники-монголы, которых вытеснила из степей засуха, и в то же время начинается политическое и культурное процветание в этой стране. Однако в момент краткосрочного потепления в конце XIV в., империя развалилась. XV в. — одно из самых холодных столетий. Тогда в тропических областях Китая отмечались обильные снегопады, замерзали каналы, замерзло даже озеро Тайху вблизи Шанхая, вымерзли бамбуковые и цитрусовые плантации. Тем не менее, этот период для китайцев стал периодом великих географический открытий.

Культура и политика будущего в контексте ожидаемых климатических изменений. Математическая модель Владимира Клименко показывает будущее в двух вариантах — с учетом антропогенного фактора и без него. Если бы не промышленная революция и, как результат, не увеличение содержания парниковых газов, то уже с 1980-х начался бы новый ледниковый период. А пока мы лишь разогрели планету и улучшили климат будущего. И самая высокая скорость потепления будет в ближайшие 50 лет. Ученый считает, что этот период будет одним из самых комфортных климатических периодов за последние 3 тысячи лет. Но парадокс состоит в том, что взлет земной цивилизации (научный и технический) пришелся на последние две — три сотни лет, которые были холодными. А ближайшую сотню лет, по мнению Клименко, нам предстоит преодолеть эпоху безвременья, творческого застоя, век без истории.

Существует и другое мнение. Как считают специалисты Главной астрономической обсерватории РАН, период низких температур сменится потеплением лишь в начале XXII в. Свои выводы ученые основывают на данных наблюдений за одиннадцатилетними и столетними колебаниями солнечной активности. Количество излучаемой Солнцем энергии с 1990-х медленно идет на спад и достигнет минимума нынешнего 200-летнего цикла ориентировочно в 2041 г. После чего, даже с учетом антропогенного воздействия на климат, следует ожидать понижения среднегодовой температуры поверхности Земли. Правда, термическая инерция Мирового океана несколько отдалит процесс глубокого «остывания» планеты, начало глубокого похолодания придется на 2055—2060 годы и продлится десятки лет. К этому времени температура может снизиться до отметки Маундеровского минимума конца XVII в. Тогда в Голландии замерзли все каналы, а в Гренландии вследствие наступления ледников люди были вынуждены покинуть многие поселения.

У любого сценария будущего климата есть свои плюсы, есть и минусы. Современные люди не имеют опыта проживания в ледниковый период. Но у них есть богатое прошлое, которое подтверждает, что человек способен выдержать многое. В России случались годы, когда люди катались на санях в июне, а Балтика покрывалась прочным льдом уже в октябре, в Европе на льду Темзы англичане устраивали ярмарки, а Италия утопала в снегу. Но все это не помешало народам дожить до наших дней, и, судя по всему, запаса прочности у человечества хватит надолго.

На протяжении почти трех тысячелетий метроном исторических эпох бился в точном соответствии с климатическими ритмами. Сопоставляя три составляющие — климат, историю и культуру — можно заключить, что в эпохи локального ухудшения климата (похолодание, уменьшение числа осадков, или и то, и другое) доминируют тенденции к объединению племен и народов, массовым переселениям, образованию новых государств. В эти же времена происходит необычайное обострение человеческого интеллекта, происходят культурные и технологические прорывы. Эпохи улучшения климата оставляют совсем мало следов в истории — им сопутствуют лишь ослабление централизованной власти, внешне беспричинное обострение внутренних противоречий, распад веками существовавших государств, крушение империй. Не будет преувеличением сказать, что эпохи потепления с их материальным благополучием являются одновременно эпохами интеллектуальной и духовной деградации.

Начало тысячелетия наводит на размышления о смысле и движущих силах истории. Уже в течение довольно длительного времени мы являемся свидетелями происходящих климатических изменений, пока в сторону глобального потепления. И чтобы ни случилось дальше, главное — сохранить социальный механизм, который сможет направить нажитые ресурсы в нужное русло, и не превратит общество в застойное и бесполезное.

Лев Карлин, Ирина Самусевич. Глобальный климат, история и культура

Загрузка...