Наибольшую известность категория «социальный капитал» получила в определении Джеймса Коулмена. Согласно его взглядам, это потенциал взаимопомощи и взаимного доверия, формируемый в межличностных отношениях: ожидания и обязательства, социальные нормы и информационные каналы.
Социальный капитал содержится в следующих элементах общественной организации: доверие и социальные нормы, социальные сети, которые создают условия для кооперации и координации для взаимной выгоды. Социальный капитал дает возможность мобилизовать дополнительные ресурсы отношений, основанные на доверии людей друг к другу. «Социальный капитал – это способность индивидов распоряжаться ограниченными ресурсами на основании своего членства в определенной социальной сети или более широкой социальной структуре… Способность к накоплению социального капитала не является индивидуальной характеристикой личности, она является особенностью той сети отношений, которую выстраивает индивид. Таким образом, социальный капитал – продукт включенности человека в социальную структуру».
Указывая на роль социального капитала, Гуннар Мюрдаль писал: «Если при оценке эффективности инвестиционных проектов учитывать изменение образа жизни и общественных институтов, то некоторые проекты могут оказаться более выгодными не только в силу своей физической эффективности, но также, причем главным образом, в силу их воздействия на принятие решений, на заинтересованность предпринимателей и политиков, на отношение к труду, формирование, переделку, разрушение привычек, традиций, обычаев и стремлений рабочих и предпринимателей». А Пол Пильцер, американский бизнесмен и экономист, отмечал, что «…богатство – это продукт не только естественных ресурсов, но также технологий, не в последнюю очередь социальных. Из этих двух слагаемых второе при этом следует считать неизмеримо более важным».
В общем плане под социальным капиталом понимается вклад социальной организации общества в производство и экономический рост. Такая точка зрения позволяет соединить социологические концепции «социального порядка» (Толкотт Парсонс), «социального функционирования» со стремлением различных экономических школ включить социальные факторы в теоретические экономические конструкции, в систему экономических представлений. Именно категория «социальный капитал» дает возможность представить фактор общественной организации, социального порядка среди таких производственных ресурсов, как физический капитал, трудовые и природные ресурсы.
Социальный капитал объединен с тем, что абсолютно каждый экономический субъект (индивид, фирма, государство) тем или иным способом интегрирован в систему социально-экономических отношений. Это капитал сотрудничества, общения, взаимодействия, взаимопомощи и взаимного доверия, формируемого в области межличностных экономических и социальных отношений. Социальный капитал можно рассматривать как часть капитала отношений, поскольку он включает сформированные отношения организационно-экономического и социально-экономического характера: формы разделения труда и управления производством, характер и формы присвоения ресурсов и результатов производства.
К составляющим общественной организации принадлежат социальные нормы, доверие и совокупность общественных и неформальных объединений, межличностные связи (деловые, семейные, личные). Их задача – создание условий для координации и кооперации ради взаимной выгоды. «Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность».
Таким образом, социальный капитал характеризуется следующими чертами. Во-первых, социальный капитал – это всегда продукт организованного взаимодействия общественных субъектов. По этому поводу Алехандро Портес отмечает: экономический капитал располагается на банковских счетах, человеческий капитал – в головах людей, социальный капитал же свойственен структуре их отношений. Чтобы обладать социальным капиталом, человек должен быть связан с другими людьми, и именно эти «другие» являются фактическим источником его преимущества.
Во-вторых, социальный капитал, являясь элементом функционирования социально организованной общественной системы, не может быть в частной собственности, то есть является общественным благом, он имеет не индивидуальную природу, а общественную. Социальный капитал входит в социальную структуру, а также имеет свойства общественного блага.
Какая именно выгода проистекает из социального капитала? Обычно экономисты думают об этом в терминах трансакционных издержек, а именно насколько дёшево или дорого производить обмен, покупать или продавать, устраиваться на работу, выполнять заказ и т.п. Если доверия между людьми нет, то нужны контракты, судьи и судебные исполнители. При этом мы делаем так много всего, что не описывается контрактами. Очевидно, правила игры должны быть установлены чем-то ещё.
Как правило, в государствах с высоким индексом доверия, многие экономические трансакции, взаимодействия и сделки определяются неформальными правилами игры. И для этого показатель доверия и социальный капитал очень важны.
Чем больше мы общаемся и обмениваемся информацией с людьми, тем больше мы о них знаем, тем важнее репутация, труднее обманывать друг друга, тем «наблюдаемее» становится поведение участников рынка. И в этом плане, чем больше общения и плотнее социальная ткань, тем больше подотчетности у вас перед обществом. Таким образом, без контрактов и судебных разбирательств вы ведете себя честно и не обманываете. Это является важным компонентом экономического роста государства. Страны с высоким индексом доверия, как правило, более богатые.
Существует гипотеза, что социальный капитал помогает экономическому росту. Есть и противоположная ей, согласно которой в богатых государствах существует доверие, так как людям есть, что терять.
Сами по себе люди обманывать друг друга не хотят. Попытки обмана приводят к тому, что вас считают изгоем и перестают общаться. При этом положительная репутация, наоборот, может монетизироваться. Отличный пример: сбор денег блогерами. При этом большинство экономистов всё же согласны, что социальный капитал помогает экономическому росту, в том числе постиндустриальному экономическому росту.
Инновации, новые идеи, продукты всегда трудно записываются в контракты. И если есть гибкие условия игры, общественное понимание того, что такое «плохо» и «хорошо», то заниматься инновационной деятельностью и новаторством легче.