«Новая экономика» ― это не просто заметная тенденция или явление (соотносимое с фондовым рынком или интернетом), а новая эпоха в развитии глобализирующейся мировой экономики, материальная основа постиндустриального информационного общества. «Новая экономика» и структурно, и институционально, и как механизм развития существует рядом с традиционной экономикой (в ряде случаев вырастает из нее), переплетается, взаимодействует с ней, образуя интегрированные, переходные формы. Некоторые из этих форм являются достаточно жизнеспособными, другие не выдерживают проверки практикой, в том числе потому, что еще не созрели достаточные условия для их применения.
Обычно к «новой экономике» относят те отрасли народного хозяйства, где производится компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, а также вся система формирования, хранения, распоряжения и получения информации, в значительной степени построенная на системе Интернет.
Это довольно узкое представление о «новой экономике». Конечно, в основе «новой экономики» лежит инфо-коммуникационная составляющая, во многом определяющая суть этого явления. В самом содержании большинства экономических операций заложена возможность замещения реального физического объекта информацией о нем, а прогресс в сфере информационных технологий обеспечивает возможность и выступает катализатором развития данных операций в мировом масштабе, инициируя и активизируя глобализацию мировой экономики и отдельных ее сфер.
Однако сводить феномен «новой экономики» только к ее инфо-коммуникационной (ИКТ) составляющей, при всей ее значимости, вряд ли правильно. Помимо ИКТ, в креативной основе «новой экономики» лежат и иные технологии: биотехнологии, нанотехнологии, технологии сбережения ресурсов, создание новых материалов, экотехнологии и др. Весьма важную роль в системе «новой экономики» играет финансовый фактор, во многом определяющий ее характер.
«Новая экономика» ― это, как уже признано многими исследователями, «экономика знаний», экономика интеллектуальных услуг. В основе «экономики знаний» лежат образовательные научные структуры разных уровней. Они включают механизм переработки данных в информацию, которые в свою очередь, при определенных условиях трансформируются в знания, а затем в технологии. Этот процесс переработки, переплавки данных, необработанной информации в интеллектуальный продукт: в ноу-хау, технологии — составляет основу роста в «новой экономике» и воздействует на рост ее производительности.
Экономика знаний ― это экономика, где интеллектуальная составляющая перевешивает традиционные материальные факторы. Наукоемкость становится отличительной чертой товаров, производимых в сфере «новой экономики». Наукоемкость становится и основой инновационности в новоэкономической сфере. При этом инновационность «новой экономики» воздействует на бизнес-среду таким образом, что постоянные изменения, риск, конкурентность становятся ее отличительной чертой, основой существования и дальнейшего роста.
Производительные силы «новой экономики» включают в себя и неотъемлемые составляющие, основанные на социально-экономических технологиях менеджмента и маркетинга. Именно современные технологии маркетинга и менеджмента являются тем рычагом, который заводит весь механизм «новой экономики», раскрывая продуктивность и эффективность новых факторов производства. Эти факторы — нематериальные факторы: так называемое невесомое богатство, «неосязаемые активы», «незримый капитал», интеллектуальные капитал специалистов, бренд, имидж, деловая репутация компаний и др.
В конце XX века сформировалась «новая мировая экономика», которая, несмотря на связь с феноменом «новой экономики», имеет свои характерные черты и особенности. «Новая мировая экономика» порождена сплетением техноэкономических реформ (революций), происходивших в последней четверти XX века. В результате возникло в той или иной степени однородное глобальное рыночное пространство, основанное на новом международном разделении труда, в котором действует ряд новых субъектов мировой экономики; модифицировались функции международной торговли, которая во всей большей степени обслуживает международное производство; сформировалась мировая экономика с сетевой структурой, с развитыми аутсорсинговыми отношениями; возник глобальный рынок труда с интернационализированным работником. И все это обрамляется потоками финансового капитала, который формирует в рамках мировой экономики глобальную финансовую экономику — финансомику. В целом и структурно, и институционально, и как определенный механизм развития, «новую экономику» невозможно оторвать от глобальных процессов, протекающих в мировой экономике. Именно взаимодействие «новой экономики» на локальном уровне с глобализирующейся мировой экономикой постепенно превращает процесс экономической глобализации в глокализацию (глобализация+локализация=глокализация).
И в этой связи «новая экономика», будучи глобальной, благодаря растущему потоку выработки и распространению информации, знаний и технологий в то же время фрагментарна как с точки зрения рынков, так и традиционных и новых потребителей. «Новая экономика» становится механизмом конвергенционных процессов стилей, направлений, субкультур. В результате в рамках подобной среды, с одной стороны, унифицируются многие механизмы социального, хозяйственного поведения, а с другой — возрастает количество требований, соблюдение которых необходимо для усиленной коммерческой деятельности в условиях стыка различных субкультур, национальных бизнес-моделей. В целом можно сделать достаточно тривиальный, но от этого не менее значимый вывод, что глобализация — не однолинейный процесс работы асфальтового катка, а процесс последовательной, постепенной конвергенции. В силу чего международный бизнес, опираясь на достигнутые рубежи унификации, стандартизации хозяйствования должен учитывать факторы кросс-культурных коммуникаций.
Евгений Авдокушин, академик Российской академии социальных наук