Креативность как инновационный ресурс

Креативный (творческий) интеллектуальный капитал — способность не только воспроизводить в своем сознании окружающий мир, но и понимать его нестандартно, видеть скрытые проблемы и возможности, что позволяет генерировать информацию и новые знания; принимать эффективные решения в условиях неопределенности, обучаться и изменяться. Креативный интеллектуальный капитал является основным фактором эффективной социальной и экономической деятельности человека в современном обществе, характеризующимся непрерывным интеллектуально-инновационным развитием.

Еще не так давно творчество было сферой исключительно людей искусства и не имело никакого отношения к работе крупных компаний. В настоящее же время все больше и больше представителей как малого, так и крупного бизнеса используют стратегии раскрытия творческого потенциала своих сотрудников. В современной экономике творчество играет важную роль в жизни предприятия, являясь не только корпоративным капиталом, но и своего рода оружием в конкурентной борьбе.

Нетрудно понять, почему творчество так важно для компаний. Бизнес существует в постоянно изменяющихся условиях. Мощь и скорость мировых сетей, постоянно растущие ожидания сотрудников и потребителей означают, что единственным способом быть на шаг впереди является гибкость в планировании и мгновенная реакция на изменения и требования рынка. Ничто не стоит на месте. И даже если сегодня у вас лучшее предложение на рынке, это еще не значит, что завтра ситуация не изменится. Поэтому творчество больше нельзя считать только хобби, творчество – это то, чем занимаются успешные корпорации.

Американский специалист в области инноваций Джон Као уделял большое внимание новаторству как части более широкого процесса творчества, определяя его как «целостный процесс генерирования идей, их развития и превращения в ценности. Он включает в себя то, что люди обычно подразумевают под новаторством и предпринимательством… он означает одновременно искусство порождения новых идей и науку оттачивания и развития этих идей до стадии воплощения в ценности».

Здесь говорится о том, что руководитель, использующий в своей работе творческий подход, совершенствует способность задействовать воображение, анализировать проблемы, чувствовать пути решения и в дальнейшем строго, систематически действовать на этой основе.

В поисках повышения конкурентоспособности компании стали задействовать гораздо более широкий спектр ресурсов. Кроме человеческого и акционерного капитала организации начали подсчитывать и искать свой креативный капитал – способность создавать новые идеи и извлекать из них ценность.

Все эти процессы привели к появлению нового класса в экономике – креативного класса. Впервые о его существовании заявил социолог Ричард Флорида в своей работе «Креативный класс. Люди, которые меняют будущее». Флорида отмечает, что «базой креативного класса является экономика… Креативный класс состоит из людей, производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности. Таким образом, в него входит великое множество работников интеллектуального труда, символических аналитиков, а также лиц свободных профессий и технических специалистов, но принципом объединения служит их реальная роль в экономике… Члены креативного класса обычно не владеют какой-либо существенной собственностью в материальном смысле. Их собственность, проистекающая из творческих способностей, не имеет физической формы, поскольку располагается буквально у них в мозгу».

Флорида замечает, что в своих профессиональных занятиях и других сферах жизни мы сегодня ценим креативнось как никогда высоко и культивируем ее с особенным усердием. Творческая деятельность — отличительная черта человека как вида — в наше время приобретает невиданный размах. Креативность — «способность создавать значимые новые формы», согласно словарю Вебстера — превратилась в основной источник конкурентного преимущества. Практически в любой области производства, от автомобилестроения до индустрии моды, пищевой промышленности и информационных технологий, побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом. Это справедливо для любой исторической эпохи, начиная с этапа сельскохозяйственной революции и вплоть до революции промышленной. Однако только в последние несколько десятилетий мы пришли к ясному осознанию этого факта и начали действовать соответственно.

Креативность сегодня становится атрибутом самоактуализации и самореализации личности. Креативные люди стремятся к внутренней гармонии через реализацию возможности проявлять свои способности в любом деле; творческая работа воспринимается ими как награда, способ самореализации, является источником радости, определяет смысл жизни. Понимание экзистенциальной ценности актуального момента позволяет ценить не только результат, но и сам процесс деятельности.

Следует заметить, что высокую субъективную оценку значимости возможностей творческой активности личности, ее самоактуализации обеспечивает как увлеченность самой профессиональной деятельностью, так и межличностное взаимодействие в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Креативные, ориентированные на творчество и ценности самоактуализации и самореализации люди способны вносить в свою деятельность системные изменения, они психологически готовы к инновациям в профессиональной деятельности.

Креативность, ориентированная на созидательную, экономически и социально прагматичную деятельность, генерирование новых идей, быстрое разрешение проблемных ситуаций, является одной из актуальных проблем в современной деловой культуре. Исследования в данной области, выводы и предложения жизненно необходимы современным компаниям и в целом государству, заинтересованному в поиске инновационного потенциала своего развития. По этому поводу крупнейший американский менеджер XX столетия Якокка Ли замечал: «Вопрос. Как называется страна, экспортирующая сырье и импортирующая готовые изделия? Ответ: Колония».

Безусловно, сегодня идет жесткая конкуренция во всех сферах жизнедеятельности, но необходимо понимать, что конкурентоспособным предприятие, страну делает не столько суперсовременное оборудование, сколько люди, раскрывающие свой интеллектуальный и творческий потенциал. Как заметил крупнейший менеджер Японии, один из основателей корпорации «Сони» Акио Морита, «никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди» . Или, как пишет американский исследователь Уильям Паундстоун, «самыми важными активами компаний стали люди. Теперь подбор кадров — это уже не поиск нескольких руководителей, которые будут управлять командой легко заменимых «обочеловеков». Крупнейшие фирмы из списка Fortune 300 ощущают такое же давление на рынке, как и компании-новички. Бизнес понимает, что его выживание зависит от способности заполнить каждую вакансию наиболее талантливыми людьми с гибким интеллектом».

Соответственно креативность в наши дни выступает в качестве наиболее ценного товара — не являясь при этом собственно товаром. Креативность исходит от людей. Несмотря на то что человека можно нанять на работу или уволить, его творческие способности нельзя купить или продать или включить и выключить по желанию. Но это процесс, который можно осваивать и развивать. Вот почему, к примеру, мы наблюдаем зарождение новых порядков на предприятиях и в офисах. График работы, корпоративные правила и форма одежды стали более либеральными, подчиняясь особенностям творческого процесса. Потому что нормы и ценности креативного человека весьма отличаются: индивидуализм, самовыражение и открытость различиям ценятся больше, чем гомогенность, конформизм и «приспособленчество» организационной эпохи. Потому «работодатели, сотрудники фирм и сообщества, где эти фирмы расположены, обязаны поощрять и стимулировать креативность всеми доступными способами».

По каким бы объективным законам ни развивался мир, движущей силой всех изменений всегда остается человек. Сегодня деловая культура во многом определяет личность, предъявляет к ней совершенно особые требования и делает акцент на таких качествах, как образованность и креативность. Эти качества сегодня становятся условиями приема на работу. Вероятно, знания и креативность стали основными конкурентными преимуществами личности, потому что обладают такими выгодными характеристиками, как глобальность, неисчерпаемость, нематериальность, инвариантность к способам применения.

Таким образом, креативный капитал является основным фактором эффективной социальной и экономической деятельности в современном обществе, характеризующимся непрерывным интеллектуально-инновационным развитием.

По материалам Интернет

Алло, мы ищем таланты!
Уж если представители животного мира и мира пернатых способны создавать и поддерживать некое подобие социальных сетей (о чем рассказывается в предыдущей публикации на этой странице), то как-то нелогично отказывать нашим «соседям по биосфере» в творческих способностях – так ведь? Тем более, что «природное творчество» иной раз не только повторить – вообразить невозможно. Другое дело, что критерии, следуя которым создаются природные творения, для нас неудобопонятны в силу антропоморфности мышления, но то что эстетические предпочтения есть даже у пчел, а творческие способности даже у земноводных – установленный факт. Так что не исключено, что спустя какое-то время креативные агентства начнут приглашать к себе на работу не только людей. И тем более не исключаю, что тот, кто раньше начнет привлечение к креативной работе «нечеловеческих соискателей», выиграет на рынке больше других

Загрузка...