Сегодня в мире насчитывается не более 200 сельскохозяйственных стартапов, которые смогли вырасти до крупного бизнеса с капитализацией более $1 млрд. В основном они разрабатывают программное обеспечение, датчики, средства аэросъемки, каналы дистрибуции с использованием интернет-ресурсов, оборудование, технологические исследовательские инструменты. По мнению специалистов ФАО ООН, главной проблемой предпринимательства в сфере сельского хозяйства является отсутствие механизмов для масштабного внедрения в практику изобретательских технологий, в том числе и цифровых решений. От стадии разработки стартапы часто не доходят до успешно функционирующего бизнеса.
Цифровизация аграрного сектора только набирает обороты, и у предпринимателей еще не наработан опыт масштабирования бизнес-стратегий на рынках. Ускорить эти процессы в аграрном секторе способно специальное образование, например сельскохозяйственные бизнес-курсы, вложение средств в научные исследования и разработки (НИР), развитие и поощрение эксперимента на уровне государства. При этом никто не отрицает, что цифровизация аграрного бизнеса дает уникальные возможности для продвижения и масштабирования инноваций и изобретений в сельском хозяйстве. Мы подобрали пять digital-идей для сельского хозяйства, которые имеют все шансы превратиться в массово применяемые технологии.
Первая — IoT-платформы. Сети интернета вещей используются для передачи информации от датчиков в центры управления агропредприятием. Эти сети составляют конкуренцию мобильным сетям, так как могут использоваться в отдаленных районах с неустойчивым покрытием мобильной связи. Сенсоры в таких сетях работают в течение нескольких лет от одного заряда батареи. Стоимость развертывания IoT-сетей несколько ниже, чем у традиционных мобильных. А использование нелицензируемой части спектра позволяет развернуть базовую станцию IoT намного быстрее, чем сеть 2G/3G/4G. Одна такая станция может обеспечить покрытием территорию в несколько десятков километров. Например, такие системы передачи данных незаменимы в крупных тепличных хозяйствах, где основную часть расходов составляют траты на отопление и важна каждая сэкономленная единица тепла. В случае применения этой технологии от датчиков в центр управления передается информация о состоянии климата внутри теплицы (температура, влажность, освещенность и пр.).
Вторая — контейнерные фермы с цифровым управлением. Рабочий модуль такой фермы — 40-футовый морской контейнер, оборудованный освещением, системой полива и запасом воды. Такую ферму можно «зарядить» семенами и отправить по железной дороге на другой конец страны, где ее подключат к сети и запустят процесс роста посадок. Всё, что нужно такому модулю, — электропитание и наличие мобильной связи, чтобы передавать оператору данные о влажности почвы, запасе воды и температуре воздуха. Такой ферме не нужна плодородная почва, ее можно ставить буквально на скалу. Ежедневное обслуживание тоже не требуется — о том, что нужно пополнить запас воды или собрать урожай, сообщит оператор, который может находиться в другом городе. Наконец, сняв урожай, контейнер можно отправить обратно, на «перезарядку». Учитывая спрос на местное производство овощей, фруктов и зелени, городские фермы будут выгодны любому ритейлеру, ресторану или сити-фермеру.
Третья — технология сверхточного расчета нужной дозы удобрений на основе данных о составе почвы. В целом эта методика не нова, но с каждым годом удобрения становятся более «точными». Уже сейчас экспресс-анализ почвы позволяет определять потребность в 12 элементах питания для 25 сельскохозяйственных культур на всех фазах роста растений, а программные алгоритмы позволяют учитывать при расчете дозы удобрения температуру воздуха и количество осадков. Подобная технология увеличивает урожайность на 30%. Осталось только сделать ее массовой и передать на аутсорсинг компании, которая занимается исключительно мониторингом состояния почвы в регионе.
Четвертая — трейдинговые платформы для оптовой продажи и закупки сельскохозяйственной продукции, оптимизирующие процесс торговли. Это, конечно, не совсем сельскохозяйственный проект. Скорее, адаптированная под нужды аграриев торговая технология, которая уже давно используется в других отраслях. Тем не менее вырастить урожай — это лишь полдела, его надо еще и выгодно продать, и именно от этого процесса в наибольшей мере зависит маржа фермера. Так что подобные платформы наверняка будут весьма востребованны.
Пятая — онлайн-сервис, помогающий небольшим фермерским хозяйствам поставлять свою продукцию ресторанам и ритейлерам с помощью специальной IT-платформы. Своего рода продуктовый Uber для продавцов или агрегатор возможностей поставщиков. Технология изобретена и уже применяется в Индии. Она оптимизирует инфраструктуру поставок сельхозпродукции, напрямую соединяя фермеров с ритейлерами. Судя по индийскому опыту, платформа позволяет фермерам увеличить выручку на 20%.
Молодые фермеры являются сегодня главным звеном цифровизации, а значит, и развития мирового сельского хозяйства. Сегодня в аграрном секторе увеличивается процент лиц с высшим образованием, отрасль становится интеллектуальной и привлекает городскую молодежь с инновационным мышлением. Также в сельское хозяйство приходит всё больше молодых людей, нацеленных на создание экологически чистого, этичного бизнеса. Для массового выхода на рынок агропредпринимательства им нужны программы ускоренного обучения и финансовая поддержка. Такие программы создают условия для привлечения инвестиций в стартапы и сотрудничества с инвесторами.
Ирина Шкарникова