Способность к речи возникла у общего предка человека разумного и неандертальцев полмиллиона лет назад, после чего у неандертальцев развились собственные языки, следы которых можно найти в современных языках, считают ученые.
Большинство антропологов полагает, что человек разумный освоил членораздельную речь 50—100 тысяч лет назад. Дан Дедиу и Стивен Левинсон из Института психолингвистики Общества Макса Планка в Неймегене проанализировали данные последних исследований в области лингвистики, палеогенетики, палеонтологии и археологии и предположили, что членораздельная речь была характерна не только для людей, но и для неандертальцев, причем развиваться язык начал гораздо раньше, чем считалось до сих пор.
Способность к языку
Последним предком человека разумного и неандертальцев считается человек гейдельбергский (Homo heidelbergensis), который жил 800—130 тысяч лет назад в Африке и Западной Европе и предположительно происходил от человека работающего (Homo ergaster), первого представителя человеческого рода. В Евразии его потомки эволюционировали в неандертальцев, в Африке — в человека разумного. Авторы статьи отмечают, что строение слухового и речевого аппаратов было приспособлено для речи у человека гейдельбергского уже около 500 тысяч лет назад.
Кроме того, генетическое сходство человека разумного и неандертальцев указывает на то, что они в равной степени были способны к развитию языка.
По умственным способностям, полагают ученые, неандертальцы также не уступали нашим предкам. Об этом свидетельствует высокая культура неандертальцев: каменные орудия труда, огонь, их кулинарные навыки, наличие одежды, а также традиции коллективной охоты и похоронных ритуалов. Поэтому авторы статьи полагают, что, когда человек разумный и неандерталец встретились в Передней Азии, их языковые способности могли быть сопоставимыми.
Черты языков неандертальцев
Известно, что неандертальцы жили в небольших группах, а такие группы, как правило, обладают сложным языком. Поэтому авторы статьи предполагают, что он был похож на языки небольших традиционных обществ: с большим набором звуков, сложным синтаксисом, большим числом исключений из правил и словарем в десятки тысяч слов. При этом языки этих групп неандертальцев должны были отличаться друг от друга.
Недавно генетики и лингвисты обнаружили связь между определенными генами, управляющими развитием мозга, и типом ударения в языке, на котором говорит тот или иной народ. Основываясь на данных о геноме неандертальцев, авторы статьи предполагают, что они говорили на языках с тоновым ударением. В таких языках ударные слоги выделяются не силой звука, как в русском, а высотой тона. Яркий пример — японский язык, где высота звука в одном слоге различает слова, обозначающие палочки для еды, край и мост.
След неандертальцев
Как полагают исследователи, существование языка у неандертальцев и его возможный вклад в культурное развитие человечества позволяет объяснить большое языковое разнообразие современного мира. Сейчас существует около семи тысяч языков. При этом исследования показывают, что структурные изменения в языке могут занимать десятки тысяч лет. Человек разумный вышел из Африки 70—50 тысяч лет назад. Он нес с собой небольшое число языков, из которого за такой короткий срок никак не могло развиться современное языковое разнообразие.
По мнению Дидиу и Левинсона, все встанет на свои места, если мы будем учитывать языки неандертальцев. Как отмечают антропологи, языки современных людей, чьи предки остались в Африке, должны были развиться без влияния неандертальцев. Сравнение африканских языков с языками Евразии может помочь найти следы неандертальских языков, заключают они.
По текущим оценкам лингвистов, сегодня на Земле существует примерно шесть или семь тысяч языков, на которых говорят народы со всех уголков планеты. Лишь 6% из них являются широко распространенными – на них говорит более миллиона человек, а на долю 10 самых распространенных языков приходится около 40% населения планеты.
Остальным 94% языков, как считают лингвисты, в ближайшее время угрожает вымирание из-за распространения западной массовой культуры и глобализации. Сегодня ЮНЕСКО и многие другие международные организации пытаются разработать меры по спасению наследия этих языков и тех культур, к которым они относятся.
Неизвестный науке живой язык
Одной из первых жертв этого процесса может стать джедек – язык, открытый Буренхултом и его коллегами в малазийской деревне Сунгай Руал, расположенной в штате Келантан на севере страны. Три сотни ее жителей, как отмечают ученые, принадлежат к числу охотников-собирателей, застрявших в первобытно-общинном строе, и за их жизнью антропологи наблюдают уже более полувека.
«На этом языке говорят не представители какого-то неизвестного племени охотников-собирателей, живущих в глухих джунглях, как это можно ожидать, а обитатели одной из малайских деревень, которую раньше часто посещали антропологи. Они не заметили их главной особенности, что удалось сделать нам, лингвистам», — рассказывает Никлас Буренхулт из университета Лунда.
Несмотря на большой интерес к Сунгай Руал, как отмечает Буренхулт, антропологи не замечали, что их друзья говорят не на одном из уже известных языков аслийской группы, широко распространенных среди племен охотников-собирателей Юго-Восточной Азии, а на абсолютно новом и неизвестном науке наречии.
Об этом, по словам шведского лингвиста, ученые узнали лишь пять лет назад, когда его команда проводила своеобразную перепись языков аслийской группы, изучая всех ее носителей, живущих на севере Малазийского полуострова, на территории Малайзии и Таиланда.
«Когда мы начали говорить с жителями деревни на языке джахай, мы внезапно поняли, что большая часть ее обитателей говорит на совсем другом наречии. Они использовали слова, фонемы и грамматические структуры, которые отсутствовали в джахае. Некоторые из этих слов были похожи на выражения из других аслийских языков, носители которых живут в очень далеких уголках полуострова», — добавила Джоанн Йагер, одна из коллег Буренхулта.
Джедек, по ее словам, интересен тем, что в нем нет выражений, связанных с куплей и продажей, частной собственностью, судами, преступлениями и прочими продуктами цивилизации. Его исчезновение, как считает Буренхулт, сделает человечество более однообразным и менее богатым с культурной точки зрения.
Источник Frontiers in Language Sciences