Обезьяны видят порядок там, где его нет

У обучения всегда должна быть мотивация: индивидуум старается узнать новое, ожидая награды за умственные труды, будь то угощение или радость от познания мира. Чтобы лучше понять психические механизмы, связывающие обучение и мотивацию, исследователи из Колумбийского университета поставили два эксперимента с макаками резуса, которым нужно было выстроить в определённом порядке изображения, появляющиеся на сенсорном экране. За правильный ответ обезьяна получала порцию воды, а чтобы ей было ради чего стараться, её перед этим на какое-то время оставляли без воды, чтобы вызвать жажду.

В первом эксперименте всё происходило так, как обычно бывает в подобных исследованиях: у картинок на экране предполагался определённый порядок, и если обезьяна его выстраивала, она получала воду; причём порция воды была тем больше, чем более правильным оказывался ответ. У обезьян уходило определённое время на то, чтобы понять, что картинки должны идти в определённом порядке, но в конце концов они этот порядок выучивали.

И тут наступал черёд второго эксперимента, уже с новой серией картинок, когда воду давали случайным образом. То есть, например, на первой попытке, когда обезьяна ставила картинку А перед картинкой Б, она получала воду. Но и на второй попытке, когда она ставила Б перед А, она тоже получала воду. Потом, на третьей попытке, она возвращалась к первому варианту (А перед Б), и ничего не получала, и так далее. Всего картинок было пять, и вариантов случайного вознаграждения могло быть много. Закономерность была не в изобразительных свойствах самих картинок, а в их связи с наградой. Правильного ответа у задачи не было — ты мог получить награду за любой ответ, никакой закономерности тут не просматривалось.

Тем не менее, исследователи отмечают: макаки во втором эксперименте всё равно старались располагать картинки в определённой последовательности, даже если награда за эту последовательность была невелика. И даже если макака тратила в первом (тренировочном) эксперименте меньше времени на обучение порядку, во втором эксперименте она всё равно изобретала некую правильную последовательность.

Будучи поставлены перед принципиально нерешаемой задачей, люди склонны думать, что решили бы её всё равно, если бы у них было больше времени. Не совсем то же самое, что с макаками, но по сути похоже. Само по себе созерцание закономерности оказывается наградой, и стремление увидеть упорядоченность, закономерность в окружающем само по себе мотивирует на то, чтобы её всё-таки увидеть.

С эволюционной точки зрения, такое стремление вполне оправданно: окружающий мир постоянно обрушивает на нас массу информации, и страшно подумать, как животные и люди чувствовали бы себя, если бы всё вокруг воспринималось как океан случайности. С такой установкой, прямо скажем, выжить сложно. Но такая установка чревата также разными побочными эффектами. Например, авторы работы сравнивают своих макак с игроками, которые полагают, что после периода невезения им не может не повезти, и со спортивными болельщиками, которые уверены в победе своей команды, хотя никаких предпосылок к тому нет. Можно заодно вспомнить и про конспирологию, но это будет уже слишком очевидным примером.

Источник The Scientist

Загрузка...