Универсальным инструментом для налаживания отношений между незнакомыми людьми в доисторическую эпоху служили истории, которыми представители разных племен обменивались при встречах, заявляют антропологи.
«В религиях охотников-собирателей нет богов-морализаторов, однако они очень активно помогают друг другу и участвуют в коллективной жизни их племен. По этой причине, как мы считаем, истории охотников-собирателей были своеобразными предшественниками более сложных мифов, включающих в себя высокоморальных богов, которые характерны для народов, у которых уже появилось сельское хозяйство», — объясняет Андреа Мильяно из университетского колледжа Лондона.
Сегодня многие антропологи соглашаются в том, что религия могла возникнуть и закрепиться в группах наших предков по простым эволюционным причинам – вера в сверхъестественные силы и то, что они могут наказывать провинившихся, помогали поддерживать порядок в группах и укрепляли связи между членами их групп. Это помогало подобным «верующим» группам людей выживать и продолжать свой род.
С другой стороны, ученые признают то, что религии и связанные с ними моральные нормы появились далеко не сразу – они возникли относительно недавно, около 13-15 тысяч лет назад, когда люди освоили земледелие. Соответственно, древние люди должны были использовать какие-то другие формы налаживания контактов и укрепления доверия друг к другу, которые помогали им минимизировать конфликты и налаживать взаимовыгодное сотрудничество.
Мильяно и ее коллеги нашли возможного кандидата на эту роль, наблюдая за жизнью одной из групп агта, представителей племени аборигенов с Филиппин, застрявших в первобытно-общинном строе. Представители этой народности не пользуются благами цивилизации и до сих пор добывают пищу путем охоты и собирательства.
Наблюдая за скитаниями агта, ученые заметили необычную вещь – самым большим уважением и популярностью среди них пользовались не наиболее удачливые охотники или самые пожилые представители племени, а те мужчины и женщины, которые лучше всего умели рассказывать истории.
Это наблюдение заинтересовало ученых и они попросили старейшин племени рассказать им несколько историй, которыми они обмениваются между собой, и несколько сказок, которые они передают своим детям и внукам.
Как оказалось, большая часть рассказов и сказок агта непосредственно касалась того, как члены племени должны взаимодействовать друг с другом, пользы кооперации и важности соблюдения социальных норм, к примеру, равенства полов и недопустимости применения насилия во время разрешения споров.
Что самое интересное, умение хорошо рассказывать истории не только повышало престиж их автора среди других членов племени, но и заметно повышало его шансы на продолжение рода – в среднем, такие люди имели на 0,5 ребенка больше, чем остальные агта.
Как полагают ученые, оба этих факта говорят о том, что традиции обмена историями служили своеобразным прообразом религий, появившихся в ходе дальнейшей культурной эволюции человека.
Источник Nature Communications
Наше непредсказуемое прошлое
Трудно сказать, когда и как в истории человечества впервые возникла религия – по мнению ученых это произошло от 10 000 до 50 000 лет назад, причем по мере исследований исторический диапазон, в котором зародились первые религии, расширяется и конца этому не видать. Но может быть, они были всегда? Может быть, обожествление первобытными людьми явлений природы это всего лишь отображение естественного религиозности человека, которая в свою очередь является отображением некоего интуитивного понимания примитивными людьми своей причастности к чему то большему чем они – к Природе с большой буквы? К Природе, имеющей свою собственную волю, чувства и стремления, которым первобытные люди и пытались давать первые антропоморфные трактовки, не понимая тогда их сути, как впрочем, мы – их потомки, не понимаем и по сей день.