Мы часто слышим о том, что среди животных уровень умственного развития соответствует сложности социальной жизни: чтобы нормально общаться с членами группы, предугадывать чужие действия, оценивать чужие эмоции, нужен недюжинный мозг, и наоборот – хорошо развитый мозг позволяет формировать сложные социальные отношения. И попутно улучшаются и другие когнитивные способности, напрямую с социальной жизнью не связанные.
Наглядный пример тому – вороны-свистуны из Австралии (свое название они получили за особые вокальные способности, откуда и их второе название – черноспинные певчие вороны). Вороны-свистуны живут сплоченными группами, но в группах бывает разное число особей.
Исследователи из Эксетерского университета взяли ворон из разных групп, в которых было от трех до двенадцати птиц, и сравнили их когнитивные способности. Тесты на сообразительность были разные; например, от птиц требовалось запомнить, какой цвет соответствует еде, и потом искать угощение по нужному цвету. В другом тесте вороны должны были понять, что бесполезно долбить прозрачный цилиндр с одной стороны – в нем опять же лежала еда – и нужно обойти его с другого краю, где никакой преграды нет.
Как считают учёные, птицы из больших по численности групп справлялись с заданиями заметно лучше. Если вокруг тебя двенадцать товарищей, и если вы все и без того отличаетесь умом и сообразительностью (а врановые вообще известные умники), то твоя социальная жизнь явно будет сложнее, чем если ты будешь в компании всего двух–трех особей. И в случае с воронами-свистунами социальное окружение действительно влияло на общее умственное развитие – здесь важно, что эту закономерность удалось показать в пределах одного и того же вида (хотя обычно доказательства социального интеллекта ищут, сравнивая между собой разные виды животных).
Правда, все равно возникает известная причинно-следственная неопределенность. Говоря, что дружба делает ворон умнее, мы подразумеваем, что социальные навыки идут впереди, но ведь можно предположить и другое – что общее умственное развитие помогает и в социальной жизни, и во всем остальном; то есть что изначально более умные вороны могут формировать более крупные и более сложные группы.
Кроме того умные вороны из больших групп приносят больше потомства. Как именно плодовитость связана с интеллектом, еще предстоит разобраться, но очевидно, что эволюционное преимущество получают те, кто способен к большему умственному развитию – по крайней мере, среди австралийских ворон.
Источник nkj.ru
Один + Один = Три?
Зачем нужен разум? Для того, чтобы управлять физиологическими процессами, он явно не требуется, а в вопросах выживания и приспособления нередко мешает, поскольку для решения этих задач лучше подходят более простые эволюционные инструменты . Ноологи полагают, что разум возник в процессе экоэволюции, как своего рода «движок», с помощью которого эволюция движется по пути усложнения. И этот процесс не остановился на человеке, он продолжается и в наши дни, причем с самыми различными видами и экосистемами. Уровень разумности экосистем возрастает вместе с «уровнем интеллекта» их представителей, в частности. И чем больше рассматриваемая экосистема, тем более явно выявляется эта закономерность. Даже вороны демонстрируют, что один ум – хорошо, а два – несколько больше, чем два.