Дети учат язык с пелёнок

Звуки, издаваемые младенцами, никак не похожи на членораздельную речь, однако это не значит, что они не отличают звуки речи от любых других. Считается, что уже в утробе матери дети могут различать разные голоса, а появившись на свет, они явно предпочитают речь любым другим звукам. Правда, тут возникает вопрос, реагируют ли младенцы именно на речь или просто на звуки человеческого голоса.

Сотрудники Шэньчжэньского университета и их коллеги из других научных центров Китая и Великобритании обнаружили, что способность отличать речь от не-речи появляется у детей исключительно рано, буквально в первые часы после рождения. Новорождённым надевали на голову эластичную шапку-шлем, которая пропускала через голову ребёнка инфракрасные импульсы. Инфракрасную шапку делали так, чтобы она мешала детям не сильнее, чем обычные пеленки.

Импульсы инфракрасного излучения позволяли увидеть, какие зоны мозга поглощают в данный момент больше кислорода, а по поглощению кислорода можно было судить, насколько та или иная зона активна. (По сути, метод с инфракрасным просвечиванием давал те же результаты, что и магнитно-резонансная томография.) С этим устройством на голове детям давали послушать отдельные гласные звуки китайского языка. Но в одном случае звук звучал, как он обычно звучит в речи, а в другом случае аудиозапись с ним прокручивали наоборот. Отличить правильный звук от обратного можно, хотя это и не всегда легко — по словам авторов работы, взрослым это удаётся в 70% случаев.

Суя по активности мозга новорождённых, сразу после того, как они появились на свет, они вообще не отличали нормальный звук речи от его обратной версии. Но дети продолжали время от времени слышать оба звука, и через три часа на обычный звук их мозг отзывался уже быстрее, чем на обратный, а ещё через два часа мозг на обычный звук отзывался уже не просто быстрее, но и сильнее. Дети, которым для сравнения давали послушать какие-то другие речевые звуки в прямом и обратном исполнении, на этот конкретный звук не отзывались. А дети, которые те же несколько часов не слушали никаких речевых звуков, никак не различали правильные и обратные гласные, когда им наконец давали их послушать.

Иными словами, человеческий мозг начинает учиться различать речь сразу после появления на свет. То есть он, может, и не знает ещё, что слышит именно речь, но, так или иначе, отличия между речевыми и неречевыми звуками он улавливает, даже если отличия весьма невелики. При этом в мозге работают верхняя височная доля коры, отвечающая за анализ звуков, и фронтальная кора в той своей части, которая планирует сложные движения. Причём особенно активно та и другая зона работают в левом полушарии, и именно такая их активность, какую удалось увидеть у младенцев, связана с обработкой гласных звуков в речи — это известно из соответствующих экспериментов со взрослыми. И, что важно, у детей, которые в первые часы жизни никакой речи не слышали, обе эти зоны мозга друг с другом подобным образом не общались.

То есть в том, чтобы разговаривать с новорождёнными, есть большой практический смысл: хотя они вас не понимают и ответить не могут, но слышать речь им нужно для того, чтобы мозг как можно раньше начал её осваивать. Вполне возможно, что у многих детей, которые сравнительно долго учатся говорить, проблема не в неправильных генах, а в том, что у них в первые часы, дни, недели, месяцы рождения были какие-то странные окружающие условия, когда они слышали мало человеческой речи. Возможно также, что и другие психологические особенности, проявляющиеся с возрастом, коренятся не столько в наследственности, сколько в том, в каком окружении обнаружил себя новорождённый человек — но это уже предмет для дальнейших исследований.

Источник Nature Human Behaviour

Загрузка...