Пьер Тейяр де Шарден в поисках точки Омега

Пьер Тейяр де Шарден (1 мая 1881 — 10 апреля 1955)- один из основоположников ноологии – как разработчик концепции ноосферы (наряду с Владимиром Вернадским), также он создал своего рода синтез католической христианской традиции и современной теории космической эволюции.

Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден родился в 1881 году. Христианское воспитание он получил от своей матери. В детстве отличался особенной любовью к камням, земле, тайнам природы. Задолго до осмысления Вселенной как божественной среды он уже остро ощущал её красоту и священность. В 1892 году поступил в колледж Общества Иисуса, а когда через семь лет оканчивает его, у него уже созрело решение вступить в Орден иезуитов. В 1900 году он — новоначальный член Общества Иисуса, а через год приносит иноческие обеты. Тейяр де Шарден продолжает своё образование, получает учёную степень. Наставники благословляют его на занятие естественными науками. Так монах становится учёным, принимает участие в экспедиции в Египет, где его окончательно пленяют геология и палеонтология. Этим сферам науки он останется верен до конца своих дней. Дружба с аббатом Анри Брейлем, ведущим французским палеонтологом, приводит его на позиции эволюционного понимания антропогенеза.

Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека с присущими ему разумом и чувствами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как едино-цельной системы.

Тейяр де Шарден — христианский эволюционист. Он учил о наступлении финального периода в истории мира, когда не без участия и усилий человечества совершится его вхождение в мир Божественного совершенства. В его мировоззрении можно найти следы влияния разных мыслителей. В своих идеях о единстве человечества он связан с Огюстом Контом; на формирование идеи о «точке Омега» оказало воздействие Ренана; особенно ощутимо влияние Бергсона с его учением о творческой эволюции.

Тейяр де Шарден мечтал о некой сверхнауке, координирующей все отрасли знания. По его мнению, в будущем наука и религия окажутся тесно взаимосвязанными в единстве человеческого познания, ибо для науки необходимо убеждение в том, что «универсум имеет смысл и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти к какому-то необратимому совершенству». Но для совершенства нужна глубокая интуиция единства и высшей цели мира. Всё это можно найти только в религии. Поэтому для него «религия и наука — две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта незнания, который один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции».

Суть учения Тейяра де Шардена — видение мира как живого организма, пронизанного Божеством и устремлённого к совершенству. Воплощением этого является эволюция универсума, на вершине которой стоит человек. Но, когда в лице человека эволюция достигает критической точки, начинается объединение, конвергенция: мир устремляется к высшему Синтезу. С возникновением человека наряду с биосферой появляется ноосфера. По мнению Тейяра де Шардена, она не может остановиться в своём развитии, ибо есть часть эволюции. Её шедевры — мысль, личность, многоединство сознаний. Но эволюция, считает Тейяр де Шарден, не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимосвязи. Человечество все более плотно заселяет ограниченное пространство Земли, появляются все новые и новые средства связи. Дивергенция «уступает место… конвергенции, при которой расы, народы и нации консолидируются и совершенствуются путем взаимооплодотворения».

Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведёт к возникновению духа Земли. Но и это — не последний этап. Следующим шагом, помимо самоконцентрации ноосферы, является присоединение её к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа.

Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путём, неизбежно развивается в Дух. Сначала это будет Дух Земли. Затем Тейяр де Шарден ожидает нового этапа эволюции, когда человечество сольётся в единстве «точки Омега». Подобно тому как слияние одноклеточных животных в организм было началом дальнейшего прогресса, так и духовное объединение человечества ведёт к Сверхжизни и Сверхчеловечеству. «Может ли универсум окончиться иначе, чем в безмерном?.. Человек никогда не сумеет превзойти человека, объединяясь с самим собой».

Нужно, чтобы нечто сверхчеловеческое реально существовало независимо от людей. Это и есть «точка Омега». Она представляет собой, с одной стороны, единение без смешения, слияние без поглощения. С другой стороны — это Нечто и в то же время «Некто, действовавший с самого начала эволюции. Эволюция — это поток, становление, гибель и рождение». Оно не рождается в эволюции, а наличествует всегда.

Загрузка...