Космос как предчувствие

Николай Холодный (1882—1953) — украинский, ботаник, микробиолог, мыслитель. В 1944 году он выпустил философскую брошюру «Мысли дарвиниста о природе и человеке», стимулировавшую Вернадского на написание статьи «Несколько слов о ноосфере». Позднее Холодный переработал и расширил первоначальный текст в работу, получившую в окончательном виде заглавие «Мысли натуралиста о природе и человеке». Эти же идеи он развил в работе «К проблеме возникновения и развития жизни на Земле».

В этих работах Холодный выступил с критикой антропоцентрического мировоззрения, сложившегося в европейском сознании с эпохи гуманизма. Антропоцентризм, «первородный грех» человеческой мысли, ставя человека в центр мироздания, полагая его «мерой всех вещей», в то же время отрывает его от природы, отделяет «непереходимой границей от всех других живых существ». Это неизбежно приводит к эгоцентризму как в отношении к себе подобным, так и в отношении к окружающей естественной среде.

Холодный видел прямую зависимость между антропоцентрическим мировоззрением и потребительским, утилитарным подходом к природе, ставшим идеологией индустриальной цивилизации и чреватым глобальными кризисами. В противовес антропоцентризму Холодный выдвигал философию антропокосмизма, подчеркивая объективно существующую имманентную связь между природой и человеком.

Для Xолодного антропокосмизм — это «определенная линия развития человеческого интеллекта, воли и чувства, ведущая человека наиболее прямым, а стало быть, и кратчайшим путем к достижению высоких целей, которые поставлены на его пути всей предшествующей историей человечества». Осуществление данной «линии развития» связывалось им с осознанием каждым человеком своей связи с природой, «со всем мирозданием, с космосом». При этом он обращал внимание и на то, что в рамках развития «космического чувства» должно формироваться и чувство ответственности человека за состояние природы в настоящем и будущем и «чувство единения со всем человечеством как важнейшим носителем космической жизни на нашей планете».

В этой связи Xолодный отмечал важность пересмотра существующих теоретических положений о месте человека в природе, его взаимоотношений с космосом, необходимость перестройки системы общественных и международных отношений. Стремился обосновать концепцию антропокосмизма с философской, естественнонаучной, социокультурной, экономической, политической и психологической точек зрения.

Человек стоит на гребне эволюционного процесса, идущего в направлении усовершенствования и усложнения нервной системы, роста головного мозга (цефализация). С момента появления Homo sapiens происходит качественный скачок: главенствующее значение в дальнейшем ходе развития начинают приобретать «разум, свободная воля и нравственные идеалы». Холодный подчеркивал значение разума, сознания как творческой, преобразующей силы, способной оказывать непосредственное влияние на природную эволюцию. В противоположность инстинкту, полностью подчиненному закону естественного отбора, связанному с «пассивным приспособлением организма к меняющимся условиям среды», разум по самой своей сути активен и побуждает человека воздействовать на окружающую среду, приспособляя ее к себе и изменяя в соответствии со своими целями.

Определяя область действия человека в природе, Холодный вводит понятие антропосферы, понимая под нею часть биосферы, «обязанную своим возникновением высокоразвитой производственной и общественной деятельности человека» и подчиненную «действию особых, социально-экономических закономерностей, не распространяющихся на остальную природу». Благодаря научно-техническому прогрессу, который должен быть неразрывно соединен с прогрессом нравственным, границы антропосферы в конечном итоге способны расшириться на всю биосферу, превращая ее в ноосферу, «в которой главной действующей силой будет разум человека».

Таким образом, человек, один из руководящих факторов эволюции «в обитаемом им участке мироздания», достигает «победы духа над материей», «торжества разума», или «духовного начала», над слепыми силами природы.

Антропокосмическое мировоззрение, по мысли Xолодного, пестует в каждой личности «космическое чувство»: чувство живого единения со всем мирозданием и со всем человечеством «как важнейшим носителем космической жизни на планете», сознание ответственности за судьбу Земли. Оно освобождает человека от страха перед природой, открывает оптимистическую перспективу развития, внушает веру в возможность дальнейшего совершенствования человечества, его нравственной и физической природы.

Загрузка...