Калужский «мечтатель» Циолковский

Космическая философия  Константина Циолковского (1857—1935), основоположника современной космонавтики, является одним из столпов русского космизма. Циолковский разработал так называемый «активно-эволюционный» принцип космизма. Его смысл состоит в следующем: «Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности». Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах: «Живая Вселенная», «Монизм Вселенной», «Будущее Земли и человечества», «Космическая философия» и многих других.

О себе Циолковский писал: «Я — чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи. В физике, химии и биологии я вижу одну механику. Весь космос только бесконечный и сложный механизм». Центральным в идеях Циолковского стало учение о «чувствующем атоме» («панпсихизм»). В представлении ученого это тонкие материи, невидимые невооруженным глазом, которым свойственно испытывать радость, горе, счастье, восторг, блаженство. Любое живое существо, включая человека, — это совокупность «чувствующих атомов».

Циолковский не читал исторических книг, о социальных науках имел самое смутное представление, политикой не интересовался, а революционную борьбу считал бесцельной. Верил, что только техника представляет единственное спасение для человечества. И потому в своих сочинениях постоянно развивал планы заселения космических пространств, заселения океанов, переустройства растений и тела самого человека.

Можно сказать, что Циолковский был и механистическим материалистом и идеалистом одновременно. Он не признавал различий между физическими и биологическими явлениями. По его убеждению, и атом, и человек, и Земля, и вся Вселенная равным образом чувствуют, мыслят, выражают волю. Разница лишь количественная: математической формулой могут быть уравнены и одинаково подсчитаны чувства атома, человека, космоса.

Атомы, по Циолковскому, являются первичными носителями духа и вечно путешествуют из неорганической материи в органическую, из тела в тело, вечно живут, однако обретают разное качество жизни в зависимости от того, куда их забросит непредсказуемый круговорот вещества.  «Возьмем ли мы сложную молекулу, атом, электрон, частицу эфира, — писал Циолковский, — всё это составлено из более простой и единой сущности и способно чувствовать горе и радость, приятное и неприятное — при некоторых условиях».

Предназначение и космический долг любой цивилизации — действовать так, чтобы чувствующим атомам было хорошо. Именно для этого человек и должен, по замыслу Циолковского, выходить в космос. Развивая космонавтику и захватывая одну планету за другой, земная цивилизация будет преобразовать Вселенную, заполнять ее высокоразвитыми формами жизни, проводящими свои годы в относительном комфорте и благополучии, что доставит удовольствие всем чувствующим атомам.

Дальнейшее развитие этой странной идеи привело Циолковского к совершенно антигуманной философии. Дело в том, что для уменьшения страданий чувствующих атомов Циолковский предлагал уничтожать целые классы растений и животных, тем самым сведя к минимуму их общее количество и сохранив только то, что необходимо для поддержания жизнедеятельности человека. Похожая участь ожидала и «несовершенных людей», то есть калек, генетических уродов, преступников и тому подобных. В первую очередь Циолковский предлагал ограничить способность к размножению этих «асоциальных» членов общества.

В итоге должно быть сформировано кастовое общество на основе избранности лучших людей и запрещение браков между кастами: «Цель — улучшение пород на основании явлений наследственности. Этот закон можно облегчить, допустив браки для близких классов. Например, третьим и четвертым, первым и вторым».

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции. Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи».

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой «атомами-духами». «Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы». Это означает:

  • единство материального и духовного начал Вселенной;
  • единство живой и неживой материи: «материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность»;
  • единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;
  • выводимость этических норм из метафизики космоса.

Особое отношение у Циолковского было к вопросам смерти и бессмертия. Для Циолковского, как и для некоторых других представителей философии русского космизма, была характерна вера в возможность рационального достижения человеческого бессмертия – с помощью научного прогресса. Возможность бессмертия выводилась ими из величия Космоса, жизнь которого не может не быть бесконечной. В то же время, космисты понимали, что бессмертие для несовершенного человека не нужно, бесконечность существования имеет смысл лишь для совершенных, разумных созданий. С точки зрения Циолковского, на текущем этапе развития человечества смерть играет роль искусственного отбора, способствуя дальнейшему совершенствованию человеческого рода. Относительная смерть человека, как и другого существа, с точки зрения Циолковского, есть некоторая остановка в существовании, не несущая абсолютной смерти. После кончины человека атомы принимают более простую форму, но они могут возродиться вновь.

В то же время, поскольку умирание всегда несет страдание, Циолковский рассматривает его как нежелательный процесс. Особенно нежелательно умирание «разумного существа», поскольку оно прерывает реализацию планов и задач последнего и это затормаживает общее развитие человечества, негативно сказываясь на его совершенствовании. Здесь Циолковский подходит к идее иммортализма – личного физического бессмертия для конкретного человека, которое, по его мнению, можно реализовать тремя путями: продлением человеческой жизни (для начала до 125—200 лет), изменением самой природы человека и его организма, перерождением человеческой личности.

Октябрьский переворот произошёл, когда Циолковский был уже пожилым человеком. Последующие 18 лет он прожил в советском государстве и, надо сказать, отношения с советской властью у Циолковского сложились вполне хорошие. Например, в 1921 году он удостоился пожизненной пенсии за заслуги перед отечественной и мировой наукой. К исследованиям Циолковского советская власть относилась в высшей степени серьезно. Уже после смерти он стал одной из «икон» советской космонавтики и ракетостроения. Его именем были названы множество улиц в целом ряде городов Советского Союза, учебные заведения, музеи. Во многом, именно благодаря советской власти «калужский мечтатель» навсегда остался в русской истории – не только как прожектер, философ и фантаст, но и как провозвестник и теоретик освоения космоса.

Загрузка...