Транспорт нашего будущего

Как утверждает статистика, в XXI веке удельный вес всех вредоносных транспортных выбросов в окружающую среду достигает предельного уровня. Он уже превысил аналогичные показатели в энергетике, металлургии, газовой и многих других отраслях промышленности. Среди популярных ви­дов транспорта по объёму атмосферных загрязнений лидирует автомобильный. Между тем, отказаться от машины можно, не жертвуя комфортом. Развитие персонального транспорта подарило нам моноколёса, электросамокаты, сегвеи, которые не только помогут улучшить экологию, но, возможно, избавят города от пробок.

По мнению ООН, к 2050 году на Земле будут жить почти 10 миллиардов человек, и это значит, что в городах станет тесно. Причем не только из-за людей, но и из-за машин: каждая из них занимает такую же площадь, как 5—7 человек. . Особенно остро ситуация стоит в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и других крупнейших городах России. Ведь каждый пятый житель «миллионников» имеет собственную машину, которую эксплуатирует ежедневно. Проблему можно отчасти решить с помощью движения car-free («без машины») и персонального транспорта, который сейчас переживает бум.

В теории многие из нас могли бы отказаться от автомобилей уже сегодня, если бы не проблема «последней мили»: общественный транспорт — это хорошо, но как добраться от своей остановки до офиса или квартиры?

В начале нулевых случился бум батареек. Аккумуляторы, которые раньше занимали много места, стали компактными. С 2011 по 2017 год цена литиевых батарей упала на 80%. Когда батарейки стали маленькими и дешевыми, их стали ставить куда угодно. Так началась революция персонального транспорта: компактных и быстрых средств передвижения «на одного».

Сегвей

Когда в 2001 году Дин Кейман представлял первый в мире cегвей, он надеялся, что устройство заменит велосипеды и автомобили. Сегвей двигается со скоростью до 25 км/ч практически по любой местности и подходит людям любой комплекции и возраста. Чтобы управлять устройством, особых навыков тоже не нужно: наклон вперед — скорость увеличивается, наклон назад — уменьшается. Для поворотов есть руль, а балансировка происходит автоматически с помощью гироскопа — упасть очень сложно. Стив Джобс тогда сравнил создание сегвеев с изобретением персональных компьютеров. А Джон Доер, популярный инвестор из Кремниевой долины, добавил, что сегвеи соберут миллиард долларов прибыли быстрее, чем любая другая компания в истории.

Сегодня сегвей используют почтальоны и полицейские, сотрудники скорой помощи и экскурсоводы. В Австрии, Британии, Германии и других странах мира тренируются сборные по сегвей-поло. На сегвеях разъезжают сотрудники Диснейленда.

Но прогнозы Джона Доера всё равно не сбылись: сегвей не стал до конца персональным транспортом. По сравнению с тем же самокатом он кажется большим и тяжелым, а на тротуарах — даже опасным. Их уже запрещают, например, в историческом центре Праги появляться на сегвеях официально нельзя.

Моноколесо

Гораздо лучше «прижилось» в современном мире моноколесо, хотя путь к популярности был долгим. Идею колеса, которое оснащено гироскопом, выдвинул еще Леонардо да Винчи, а попытки его создать начались в конце XIX века. Правда, почти всю свою историю устройства весили по полтонны и были скорее развлечением ученых.

Современное моноколесо создал китайский предприниматель Шейн Чен в 2011 году. Оно работает по принципу сегвея, весит около 10 килограммов и оснащено электродвигателем, двумя подножками и гироскопом. Есть минус: чтобы научиться ездить, нужно от пары часов до недели тренировок.

Моноколесо существует чуть больше семи лет, но за последние четыре года этот рынок вырос на 26,9%. Прогнозы самые благоприятные: специалисты дают ему еще плюс 25% к 2021 году.

Гироскутер

В 2013 году тот же самый Шейн Чен запатентовал гироскутер — планку с двумя колесами. Он едет со скоростью до 20 км/ч, не требует зарядки до 30 км. Движение происходит с помощью наклонов вперед-назад, а повороты — за счет переноса веса с ноги на ногу. Размер колес доходит до 10 дюймов, и они легко перескакивают небольшие бордюры, но вне дорог на них ездить нельзя. Чтобы научиться кататься на гироскутере, нужно 10−15 минут практики.

Гироскутер почти мгновенно стал популярным: на нем катались Джастин Бибер, Джейми Фокс и десятки других звезд. Он легче и дешевле, чем сегвей. Хотя бы потому, что есть несколько конкурирующих производителей и большой оборот в Китае.

Электроскейты

Первая доска с мотором появилась в Америке еще в 1975 году. Она работала на бензине и через 20 лет была запрещена: слишком загрязняла воздух.

А в 2012 году небольшой стартап собрал деньги на выпуск Boosted Board — самого легкого электрического скейта в мире. Создатели писали: «Вы можете наконец-тоне беспокоиться о парковке, гаражах, заправках, велосипедных замках и крутых горках. Мы поменяем ваш взгляд на транспортные средства».

Вместо ожидаемых 100 тысяч долларов на Kickstarter им отправили полмиллиона. Сейчас это всё еще самая легкая электродоска, и она продается по всему миру, даже в России. Скейт может ехать со скоростью до 40 км/ч, подниматься в горку с уклоном 25% и держать заряд несколько часов. Самая дорогая из досок Boosted стоит сегодня полторы тысячи долларов.

Электросамокаты

Почти всю свою историю самокаты считались детским видом транспорта. Но в 2015 году китайская компания Xiaomi принялась за выпуск электросамокатов, и они перестали быть только детской забавой. Красивые легкие устройства, которые едут со скоростью до 25 км/ч и весят около 12 килограммов, не «завязаны» на спортивных навыках и комплекции. Сегодня Xiaomi выпускает около 85% самокатов по всему миру, это около 10% прибыли компании, которая известна в первую очередь телефонами и планшетами.

Самокатный бум уже докатился до России: в Москве в этом году открылись прокаты электросамокатов и за первую неделю ими воспользовались 30 тысяч человек.

А в Америке подобные сервисы аренды уже породили уникальный бизнес: поиск брошенных устройств. С помощью приложения любой человек может найти оставленный самокат по GPS-датчику и получить деньги за его возврат: до 20 долларов за штуку (в зависимости от труднодоступности объекта). Этим вовсю промышляют студенты и школьники. Для такого бизнеса уже есть свое название — bird hunting («охота на птиц»).

Проблемы роста

Настоящее персонального транспорта, несмотря на растущую популярность, всё еще не так безоблачно, как хотелось бы: эта сфера растет вместе с проблемами. Для тротуаров и обычных дорог электро- и гироустройства опасны, особенно когда их много. Для того чтобы строить отдельные полосы, движение пока не набрало объем. Велодорожки заняты велосипедами и не рассчитаны на дополнительный поток. По всему миру готовятся законопроекты, которые регулируют движение на скорости до 25 км/ч. Где-то, например, в мусульманских странах, его даже запрещают. В России персональные транспортные средства только начинают появляться. Значит, ещё можно попробовать всё и выбрать то, что нравится.

Влияние транспорта на экологию – тема, касающаяся каждого из нас. Человечество привыкло к комфортной жизни. Психология тех, кто не хочет отказываться от комфортного пребывания в салоне авто, ясна: «Пусть это будет кто-то другой, но не я». Но эта псевдо-логика убийственна; причём, не только для нас, но в большей степени для наших детей и внуков. Ведь именно они получают в наследство «убитую» экологию и многочисленные болезни, вызванные ею. Но как быстро они освоятся в мире с отвратительным составом воздуха, загрязнёнными почвами, отравленной водой и сильнейшим парниковым эффектом? А ведь всё это и есть цена удобства и высоких скоростей, которую мы платим из кармана своих потомков.

По материалам СМИ

Загрузка...