Память предков проявляется за чашкой кофе

Люди в городе живут иначе, чем в деревне. Однако память о том, как они жили, когда были фермерами, все равно проявляется в повседневном поведении.

Исследователи из Чикагского университета, Пекинского педагогического университета и Университета Виргинии продемонстрировали это на примере китайцев – выходцев из разных частей Китая, которые отличаются друг от друга традиционными сельскохозяйственными культурами: на севере страны издавна выращивали пшеницу, на юге – рис. Пшеница – менее трудоемкая культура, ее можно выращивать небольшим хозяйством. Рис – наоборот, требует намного больших усилий (в частности, для того, чтобы организовать сложную ирригационную систему), и потому одно хозяйство его не потянет, нужно объединяться всей деревней.

Можно предположить, что северяне будут в повседневном поведении более индивидуалистичны, а южан будет больше тянуть друг к другу. Но если те и другие переедут в город и перестанут заниматься фермерством – будут ли они вести себя по-прежнему? Чтобы это узнать, исследователи отправились в кофейни в китайских городах. Кофейни были как местные, так и входящие в международные сети, вроде Старбакса, общим числом 256. В целом статистика охватывала около 9 тысяч людей из шести городов – Пекина и Шэньяна на «пшеничном» севере, и Шанхая, Нанкина, Гуаньчжоу и Гонконга на «рисовом» юге.

Оказалось, что на севере люди в течение недели чаще пьют свой кофе в одиночку – если быть точными, в будни на 10%, а по выходным на 5% чаще. На юге, соответственно, предпочитают пить кофе в компании. Разницу в процентах между буднями и выходными авторы работы не комментируют.

Но одними лишь наблюдениями дело не ограничилось. Исследователи проводили в кофейнях довольно простой эксперимент: два стула ставили так, чтобы они смотрели спинками друг к другу, и ставили их настолько близко, чтобы между ними можно было пройти, только повернувшись боком. Соответственно, посетители могли либо переставить стулья, либо оставить их, как есть, стараясь протиснуться между ними.

Из нескольких сотен человек, которые сталкивались с затруднительной ситуацией, большинство предпочитало ничего не менять, проходя между стульями боком. Но притом в северных городах 16% посетителей кафе все-таки двигали стулья, тогда как в южных таких было всего 6%. Известно, что те, в ком сильно индивидуалистическое начало, склонны к тому, чтобы что-то изменить, если им что-то не нравится; в то же время те, в ком сильно коллективистское начало, стараются приспособиться к ситуации.

Опросы в кофейнях подтвердили, что большинство (90%) тех, кто заходил за кофе, были выходцами из близлежащих территорий – то есть они действительно принадлежали к северной культуре и южной культуре. Но в городе они, конечно, ни пшеницу, ни рис не выращивали, более того, даже их родители уже не занимались фермерством – в кофейнях наблюдали за теми, кого относят к среднему классу, чьи семьи перебрались в город достаточно давно. То есть несмотря на то, что город, как считается, воспитывает в человеке индивидуализм и заставляет иначе смотреть на собственные социальные связи, родовые культурные традиции, своеобразная память предков все же дают о себе знать.

В дальнейшем авторы работы хотят повторить свои эксперименты в кофейнях Индии. Индийцы тоже можно разделить на северных и южных, и, как и в Китае, северяне Индии традиционно больше занимались пшеницей, южане – рисом. Но климатически индийские север и юг отличается не так сильно, как китайские, и исследователей интересует, играет ли климат сам по себе какую-то роль в подобных культурных различиях.

 По материалам Science Advances

Загрузка...